Чита

Раздел Высшее образование

Статьи

26.12.2011

СПбГПУ: план развития расписан до 2020 года

Санкт-Петербургский государственный политехнический университет является одним из известнейших «брендов» петербургской Высшей школы. Высокий статус вуза подтверждает то, что именно вошел в число национальных исследовательских университетов. Об особенностях и планах развития СПбГПУ в интервью журналу «ГлавСправ» рассказал его ректор, Андрей Иванович Рудской.

Корр: Как изменилась политика работы Политехнического университета после приобретения им статуса «национальный исследовательский»?

Рудской: Одно из положений миссии нашего вуза как национального исследовательского университета — обеспечение престижности, репутации и конкурентоспособности российского политехнического образования. Программа развития национального исследовательского университета рассчитана до 2020 года, каждый этап жестко расписан по срокам.

Центральное мероприятие программы: создание и оснащение Объединенного научно-технологического института (ОНТИ), который соединит в себе передовые интеллектуальные и материально-технические ресурсы университета. Объединенный, потому что мы — политехнический университет, у нас огромное число направлений научной деятельности, интеграция которых в наше время позволяет добиться новых успехов, и даже прорывов, в науке. Технологический — так как в этом институте на основе новейших мировых технологий будет создаваться инновационная продукция, с которой мы выйдем на рынок.

Сегодня созданный в октябре 2010 года ОНТИ уже включает в себя 8 научно-инновационных и научно-исследовательских институтов. Эти институты сформированы из научных групп, на базе научных лабораторий, которые уже добились определенных успехов не только в научной работе, но и в работе с промышленностью. Речь идет о комплексных исследованиях по приоритетным направлениям науки и техники (энергосбережение и энергетика, экология и альтернативные источники энергии, новые материалы и технологии, нанобиотехнологии).

Для размещения ОНТИ сейчас полным ходом идет строительство научно-исследовательского корпуса общей площадью более 25 тысяч кв. м. В ближайшем будущем во всю заработают Технопарк «Политехнический» и бизнес-инкубатор для малых инновационных предприятий.

Отмечу, что категорию «национальный исследовательский университет» Политехнический университет получил только со второй попытки, и это была нелегкая борьба. Более того, этот статус нужно все время подтверждать. Поэтому постоянная работа по всем направлениям, о которых я уже сказал, и есть повседневная практика жизни нашего вуза.

Корр: При переходе на двухуровневое образование, на направления бакалаврской и магистерской подготовки, сохранился ли набор на первый курс на специалитет? На какие направления?

Рудской: В 2010-2011 учебном году сохранился прием по некоторым специальностям.

Специалитет (5 лет обучения) остался на трех из 20 базовых факультетов: технической кибернетики, инженерно-строительном и энергомашиностроительном. В частности, на таких специальностях, как «Ядерные реакторы и материалы» (энергомашиностроительный факультет), «Строительство уникальных зданий и сооружений» (инженерно-строительный факультет), «Компьютерная безопасность», «Информационная безопасность автоматизированных систем» и «Информационно-аналитические системы безопасности» (факультете технической кибернетики).

Корр: В СПбГПУ реализуется основная идея Болонского процесса о мобильности бакалавров? Каково в магистратуре вуза соотношение бакалавров из «Политеха» и из других вузов в этом году?

Рудской: Могу сказать, что переход на двухуровневую подготовку полномасштабно состоялся только в этом году. Поэтому бакалавров из других вузов, поступающих в магистратуру нашего университета, пока немного. Однако, количество таких студентов с каждым годом увеличивается. Если говорить «на языке цифр»: в 2011 году соотношение «своих/чужих» магистров составило примерно 95% к 5%.

Корр: Существуют ли совместные учебные и исследовательские проекты с другими вузами Санкт-Петербурга и других городов РФ?

Рудской: Сегодня российские вузы очень активно расширяют партнерские связи с ведущими зарубежными университетами и научными организациями. Для этого существует множество крупных международных программ, зарубежных фондов и грантов, которые содействуют развитию академической мобильности. Например, наш университет имеет опыт участия в более чем 30 международных программах: INTAS, CRDF, TEMPUS и др.

В связи с тем, что 2011 год был объявлен Годом России в Испании, особый импульс получила работа в этом направлении: нами подписано рамочное соглашение о сотрудничестве с крупнейшими университетами Испании, составляющими известный альянс А-4U. Развивается сотрудничество с ведущими университетами США, Германии, Австрии, Финляндии, Китая и Вьетнама. В целом, за 2010–2011 гг. подписано более 50 новых документов о сотрудничестве с зарубежными вузами. Что касается российских вузов, в 2011 году мы подписали соглашение о стратегическом партнерстве с Дальневосточным федеральным университетом.

Российская высшая школа делает только первые шаги к национальной межвузовской интеграции. Это создание сети национальных исследовательских и федеральных университетов, организация Ассоциации ведущих вузов России. Хороший пример объединения усилий государства, промышленности и вузовской науки — создание в этом году Ассоциации опорных вузов Госкорпорации «Росатом», состоящей из 13 ведущих университетов. Задача этих вузов: совместное решение научно-технических задач, стоящих перед ГК «Росатом» и отраженных в программе ее инновационного развития. Я думаю, именно программы инновационного развития и технологические платформы должны изменить ситуацию и создать те межвузовские связи, которые укрепят и продвинут российскую научно-образовательную среду на новый уровень. В рамках этих программ и платформ вузы должны не только конкурировать, но и объединяться для создания лучших инновационных продуктов и услуг.

Корр: В каких странах наибольшим спросом пользуется наше политехническое образование? Откуда в прошедшем году приехало большее число иностранных абитуриентов?

Статистика — вещь интересная: в 2011 году у нас в Политехническом университете обучалось почти 3 000 иностранных студентов из 102 стран мира. Это студенты из Китая (22%), США и Африки, Азии и Ближнего Востока, Европы, СНГ. При этом более 40% ребят выбирали инженерные специальности (на инженерно-строительном, электромеханическом, энергомашиностроительном и механико-машиностроительном факультетах).

В СПбГПУ развиты система академической мобильности и обучение по совместным программам двойных дипломов с целым рядом зарубежных университетов-партнеров. Достаточно назвать Университет Сити (Лондон), Университет Ройтлингена (Германия), Университет прикладных наук г. Миккели, Университет прикладных наук Сайма, Лаппеенрантский технологический университет (Финляндия). Конечно, для этого нужно свободно владеть иностранным языком. Но могу заверить, что наши студенты вполне компетентны в плане языковой подготовки, сейчас знание одного-двух иностранных языков – хороший тон. Кроме того, совместно с ведущими мировыми компаниями, специализирующимися в самых разных областях промышленности, в вузе создано более 20 международных научно-образовательных центров.

Политехнический университет сотрудничает с более чем 250 зарубежными университетами и научными центрами из 50 стран мира, и для многих студентов стало почти обязательным семестровое обучение за границей ‒ так называемое включенное обучение. Обучение в европейских университетах не только позволяет расширить кругозор, но и дает преимущества при устройстве на работу, помогает сориентироваться на международном рынке труда.

Корр: На какие специальности и направления прием первокурсников требует дополнительной разъяснительной работы среди старшеклассников и абитуриентов?

К сожалению, на технических направлениях конкурс с каждым годом уменьшается. Это вызвано с тем фактом, что для поступления требуется ЕГЭ по физике, а выпускники школ не торопятся его сдавать. Не только «Политех», но и многие другие технические вузы страны бьют тревогу: уровень школьной подготовки по математике и физике с каждым годом все больше падает. В качестве иллюстрации этого можно привести пример: в 2011 году примерно 30% всех выпускников сдавали ЕГЭ по физике и около 60% выпускников — по обществознанию! Это проблема, повторяю, всех технических вузов.

Но, хочу отметить, что именно на направление «Физика» у нас поступило больше всего победителей олимпиад. Это очень хороший показатель, который позволяет надеяться на возрождение в обществе интереса к инженерно-технической деятельности. Кроме того, по оценке наших коллег из НИУ «ВШЭ» и РИА «Новости», по укрупненному направлению «Физика» СПбГПУ занимает 3-е место в ЕГЭ-рейтинге российских университетов. Также как и 3-е место по направлению «Энергетика и энергетическое машиностроение».

В целом же, наиболее подготовленные абитуриенты выбирали направления «Строительство», «Экономика», «Инноватика», «Математическое обеспечение и администрирование информационных систем», «Прикладная математика и информатика». С другой стороны, самый низкий балл ЕГЭ у нас по направлениям «Металлургия» и «Материаловедение и технологии материалов». К сожалению, это общая тенденция для всей сегодняшней системы ВПО.

Корр: Студенческая наука — один из важных аспектов образовательного процесса в вузе. Недаром формула Политехнического университета: «Студент и академик — коллеги» известна в образовательной среде. Как на практике реализуется участие студентов в научно-исследовательской работе кафедр, лабораторий институтов Академии наук и отраслевых исследовательских организациях?

В Политехническом университете студенты уже с младших курсов активно вовлекаются в самостоятельную научно-исследовательскую деятельность. В университете учится в общей сложности около 30 тыс. студентов и слушателей. Организация учебной работы (она же одновременно и научная) основана на уже ставшем широко известным политехническом подходе. Этот подход предполагает объединение усилий преподавателей, ученых, специалистов разных направлений для подготовки инженеров, способных решать самые сложные задачи практически во всех отраслях промышленности. Например, задачи по предотвращению техногенных катастроф: решить такие задачи можно, только совместно работая на стыке различных дисциплин и направлений, выполняя научные исследования с применением передовых технологий.

Главный принцип подготовки кадров в Политехническом университете — привлечение студентов к работе над реальными проектами по заказам предприятий, для которых вуз их готовит. Студенты участвуют в выполнении научно-исследовательских работ и опытно-конструкторских разработок, в работе созданных совместно с предприятиями научно-образовательных центров и малых инновационных предприятий.

И, конечно, нельзя не упомянуть о визитной карточке студенческой науки в Политехническом — «Неделе науки СПбГПУ». Кстати, в этом году она отметила свой юбилей. Первая «Неделя науки» была организована в Политехническом институте в 1972 г., и за десятилетия, прошедшие с этого момента, ее статус и формат проведения неоднократно менялся. Сегодня «Неделя науки СПбГПУ» — это масштабный научный форум, ежегодно собирающий в стенах Политеха студентов, аспирантов, молодых исследователей со всей России, стран Ближнего и Дальнего Зарубежья… Мы только что подвели итоги юбилейной Недели науки: было представлено более двух тысяч докладов! И не только молодежь, конечно, приезжает: в этом году с докладами в день открытия выступили ученые мирового уровня: биолог и генетик Илья Безпрозванный, астрофизик Георгий Павлов, химик Ирина Балова. И могу с гордостью сказать, что для многих известных ученых первым серьезным шагом в науке стал когда-то доклад на секционном заседании или круглом столе во время Недели науки.


НИУ Санкт-Петербургский государственный политехнический университет

ГлавCправ. 2011

Интересная статья?
Президентская библиотека имени Бориса Николаевича Ельцина
профориентационный центр Вектор Информационный центр по атомной энергии в Санкт-Петербурге УКЦ «Профессиональный рост» ЦГПБ им. В.В. Маяковского
PRO Образование 2011