Какие «подводные камни», общие затруднения вы обнаружили в вопросах по ЕГЭ? С чем это связано?
— Школьники не умеют отвечать на четко обозначенный вопрос и отвечают на то, чего вообще знают. В результате — 0 баллов.
Какие нюансы сделают ответ полнее, то есть дадут дополнительный балл при прочих равных условиях по вашему предмету?
— Помимо общей подготовки — в школе или на курсах, очень важно читать художественные тексты, входящие в образовательную программу. Без знания содержания произведений, без их понимания сложно будет ориентироваться в вопросах ЕГЭ.
Знание литературной терминологии и правильное ее применение в ответе, сравнительный анализ по нескольким позициям.
Как Вы настраиваете своих учеников, чтобы атмосфера волнения не снизила количество правильных ответов?
— Никак не настраиваю. Не можешь сдавать этот экзамен — не выбирай. А волноваться при сдаче любимого предмета не стоит.
Какие учебники Вы считаете оптимальными для подготовки к этому предмету? ЕГЭ «совместим» со всеми учебниками программы средней школы?
— Нужно просто любить литературу и читать не учебники, а художественные тексты. Знать их и понимать.
Необходимы ли в подготовке к ЕГЭ специальные курсы или репетиторы?
— К сожалению, пока что ЕГЭ по литературе далеко не совершенен, и потому репетиторство нужно выбрать крайне осторожно. Безусловно, помимо знания литературы важно быть осведомленным в требованиях ЕГЭ. Тут важно оценить свои силы и понять для себя, достаточно ли будет школьной подготовки к экзамену, или потребуются дополнительные силы.
Ваше мнение, ЕГЭ — объективная оценка знаний, полученных учеником за 10 лет в школе?
— В общеобразовательной школе другие критерии «объективности». Пятибалльная система этой объективной оценки не дает. ЕГЭ — сам по себе, а школа — сама по себе.
Как школьнику нужно подходить к подготовке по ЕГЭ?
— Литература — это отдельная тема. Я (и не только я) считаю, что подготовить к ЕГЭ по литературе в принципе невозможно. Если ребенок не читал, его нельзя научить, как, например, в русском языке, нельзя натаскать на правило.
Варианты КИМ по всем общеобразовательным предметам включают в себя задания различных типов. На что обратить внимание при подготовке к каждому типу КИМ?
Для работы с частью «А» нужны будут знания по содержанию литературных произведений, о персонажах, авторах, событиях, литературных течениях. Вопросы с выбором ответа предполагают лишь точные знания и не позволяют оговорок, поэтому многое нужно просто выучить.
При подготовке к части «В» нужно обратить внимание на конкретные материалы по теории: персоналии, термины, понятия.
Для успешного ответа на вопросы части «С» необходимо тщательно отработать навык построения грамотных, логичных, содержательных текстов. Здесь все просто: нужно много писать. Лучше всего анализировать в сочинении литературные произведения, или рассуждать на любую волнующую вас тему. При этом важно, чтобы ваш текст проверял специалист — учитель, репетитор, — внося поправки и указывая на ошибки.Какие «подводные камни», общие затруднения вы обнаружили в вопросах по ЕГЭ? С чем это связано? Есть ли проблемные вопросы, разделы?
— Главная рекомендация, уместная для всех типов заданий по литературе — читать литературу, входящую в школьную программу. Без знания произведений невозможно будет дать грамотный ответ.
Необходимы ли в подготовке к ЕГЭ специальные курсы или репетиторы?
— Для подготовки к ЕГЭ по литературе в этом точно нет необходимости — достаточно школы. Все школьные преподаватели обязаны раз в пять лет пройти подготовку в Академии постдипломного образования и получить сертификаты. Далеко не все преподаватели в вузах обладают ими. Соответственно, школьные учителя лучше знают, как нужно готовить, владеют системой. В университетах преподают предмет без целевой направленности на тестирование ЕГЭ. Кроме того, мы можем что-то требовать с детей. Есть оценки, есть ответственность ребенка перед школой. Когда школьники идут на курсы в вуз, у них и отношение другое — для галочки. Кроме того, часто учителя в школах являются экспертами по проверке ЕГЭ, и поэтому знают, как нацелить учеников на качество, на результат, в какую сторону направить.