27.08.2012
С сентября 2012 года российские старшеклассники будут учиться по новым образовательным стандартам. Правда, пока ФГОСы вводятся не во всех регионах — тестовый режим планируется завершить только к 2020 году. Петербургские школы, по традиции, одними из первых вступили в эксперимент.
Введение новых стандартов школьного образования стало одним из последних указов бывшего главы Минобрнауки А.А. Фурсенко. Ряд экспертов связывают с этим поспешность принятия документа, т.к. он не подкреплен ни законодательной базой (закон об образовании только-только внесен в Госдуму), ни материальными, ни учебными ресурсами. Например, звучат жалобы на отсутствие подходящих учебников для нового стандарта, а по некоторым предметам они даже не начали разрабатываться.
Главное отличие нового стандарта — абсолютная самостоятельность образовательных учреждений в формировании учебных планов. Государство оставляет за собой, по сути, только контрольно-оценочные функции. «Разработка и утверждение образовательным учреждением основной образовательной программы среднего (полного) общего образования осуществляются самостоятельно с привлечением органов самоуправления образовательного учреждения, обеспечивающих государственно-общественный характер управления образовательным учреждением», — сказано в документе.
Жанна Воробьева, председатель Комитета по образованию Санкт-Петербурга: «Новые образовательные стандарты — это новая система повышения квалификации, новые критерии оценки качества труда, новый закон об образовании. Хочу еще раз заверить всех петербуржцев: введение в действие новых ФГОСов ни в коей мере не повлечет за собой сокращение образовательных услуг, гарантированных государством каждой семье. Образование было, есть и будет бесплатным». |
Этот список един для всех профилей обучения, и от него не вправе отказаться ни один школьник.
Итого получается как минимум 10 общеобразовательных предметов на каждого ученика, это 37 учебных часов в неделю. Ребята могут выбрать не только интересные им предметы, но и уровень их преподавания: базовый или профильный. При этом, если ученик интересуется, допустим, иностранным языком, он может выбрать его как дополнительный и изучать в два раза интенсивнее, чем одноклассники. Также в учебном плане предусмотрены курсы по выбору: астрономия, искусство, технология, дизайн, хореография или «курс по предложению образовательного учреждения» (любая внеучебная деятельность).
Новый стандарт внесет изменения и в итоговую оценку знаний — ЕГЭ. Два профиля обучения в старшей школе уже навели идеологов нового стандарта на идею о двухуровневом экзамене.
Казалось бы, справедливо: чем интенсивнее ты учишь предмет, тем больше с тебя спрос. Однако, это лишает будущих выпускников права самим выбирать форму экзамена. К тому же, два вида ЕГЭ повлекут проблемы при поступлении ребят в профессиональные учебные заведения. Григорий Канторович, проректор НИУ ВШЭ, высказался так: «Вузы должны будут определиться, с каким уровнем ЕГЭ они будут принимать. А это задача очень сложная. Никто не захочет целенаправленно отсекать от себя абитуриентов».
Планируется, что через пару лет старшеклассники будут сдавать уже три обязательных предмета: математику, русский и иностранный язык. Для реализации этой идеи необходимо будет усовершенствовать методические и технические ресурсы школ, в частности, создать условия для проведения аудирования на ЕГЭ.
Наталья Третьяк, статс-секретарь — заместитель министра образования и науки России: «В министерстве начата работа по модернизации ЕГЭ. Уже в следующем году мы в тестовом режиме попробуем ввести устный экзамен по иностранным языкам, а также провести ЕГЭ по информационно-компьютерным технологиям в электронной форме». |
Новые образовательные стандарты будут окончательно введены во всех школах России лишь к 2020 году. Остается надеяться, что к этому времени Единый госэкзамен будет достаточно усовершенствован.
ГлавCправ. 2012