Черкесск

Раздел Высшее образование

Статьи

11.04.2016

О повышении конкурентоспособности петербургских вузов

6 апреля, 2016 г. в ТАСС (г. Санкт-Петербург) состоялась пресс-конференция, посвященная повышению конкурентоспособности российской системы высшего образования на мировом рынке.


В конференции приняли участие: председатель Совета ректоров вузов Санкт-Петербурга, ректор Санкт-Петербургского национального исследовательского университета информационных технологий, механики и оптики В.Н. Васильев, ректор Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого А.И. Рудской, проректор Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета «ЛЭТИ» им. В.И. Ульянова (Ленина) В.Н. Павлов, проректор по качеству Санкт-Петербургского государственного экономического университета Е.А. Горбашко.

О необходимости повышать конкурентоспособность российских вузов на мировой образовательной арене, о том, какие реальные действия должны предпринимать университеты, чтобы достичь этой цели, о том, что значит сегодня понятие «качественное образование», рассказали представители ведущих технических университетов Санкт-Петербурга, участвующих в Проекте 5-100.

В.Н. Васильев, председатель Совета ректоров вузов Санкт-Петербурга, ректор Санкт-Петербургского национального исследовательского университета информационных технологий, механики и оптики отметил, что конкурентоспособность вузов напрямую зависит от миссии университета, и стратегических задач, которые ставятся перед собой самими университетами.

Формирование российской высшей школы имеет несколько этапов: «университеты 1.0», главной задачей которых было только образование, «университеты 2.0», которые сделали серьезную ставку на науку. В настоящее время перед российскими вузами стоит задача формирования «университетов 3.0» – модели предпринимательских вузов, в которых наука не только создается, но и коммерциализируется. «Университеты 4.0» - модель вузов, в которых добавляются социальные задачи улучшения жизни населения.

Санкт-Петербург представлен вузами, стратегическая цель которых стать конкурентоспособными на мировом рынке.

Говоря о конкурентоспособности вузов на международном уровне, следует выделить основные цели: образование, подготовка педагогических кадров, проведение научных исследований, создание новых технологий, предпринимательство, работа с реальным сектором экономики и социальная ответственность.

«Результат конкурентоспособности вуза определяется теми достижениями, которые воплощают в жизнь выпускники вуза, какие позиции они занимают в своей профессиональной деятельности», - отметил ректор ИТМО.

Готовить школьников к выбору профессиональной деятельности следует уже в старших классах, а не тогда, когда абитуриенты выбирают вуз. Необходимо увеличивать количество специализированных школ, особенно с физико-математическим уклоном. Выпускников, сдающих ЕГЭ по этим дисциплинам, в процентном отношении крайне мало. В наших планах вхождение вузов в школы, создание детских технопарков и ФабЛабов чтобы наши абитуриенты сделали свой профессиональный выбор осознанно.

А.И. Рудской, ректор Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого, поддержал ректора ИТМО: «Мы живем в эпоху глобальных перемен, поэтому высшее инженерное образование не может рассматриваться только на уровне регионов. Сегодня, когда происходит интеграция и четкое разделение секторов в мировом производстве, очень большое значение для мирового инженерного высококвалифицированного сообщества имеет получение специалистов, способных быстро войти в тему и решать самые сложные инженерные технические и физические задачи. Поэтому повышение конкурентоспособности понимается нами, как создание образовательной среды, обеспечивающей оснащение университета новейшим оборудованием, общение с работодателями, расширение интернационализации контактов и т.д.».

Сегодня обновление технологий на предприятиях происходит настолько быстро, что мы должны обеспечить быстрое общение с предприятиями не только в России, но и за рубежом. Создание базовых кафедр, преподавание базовых инженерных дисциплин должно быть обеспечено на высоком профессиональном уровне. Вузам никогда не угнаться за промышленностью: невозможно так быстро менять лабораторную базу, поэтому так важна сростка между учебным заведением и промышленностью. Решить эту проблему можно приглашением специалистов экстра-класса, которые прочтут несколько действительно глубоких лекций.

А.И. Рудской подчеркнул важность перехода на модульную систему образования, как одного из условий, определяющего конкурентоспособность университета.

Модуль – это курс по вертикали, для проведения которого необходимо приглашать лучших специалистов. Это задача высшей школы России, решение которой предопределит подготовку выпускника, востребованного мировым индустриальным сообществом в силу своей высокой компетенции.

Приняв двухуровневую систему образования, 100% вузов России оставили структуру старой, и сегодня, когда абитуриент приходит поступать в вуз на какое-то направление, он должен разобраться, на какую кафедру ему идти. Получается парадокс: отстранение кафедр от набора четко спрофилированного абитуриента. Профиль – это очень гибкая и динамичная система. Под него можно набирать такое количество абитуриентов, которое необходимо тому или иному узкому направлению, востребованному затем производством. Переход на модульную систему образования очень важен и необходим.

Еще одной задачей, стоящей перед современным вузом, является привлечение иностранных студентов и преподавателей, а также оценка его мировым сообществом.

Конкурентоспособен тот вуз, который выпускает инженеров XXI века, системных разработчиков, системных менеджеров, это вуз, который работает на уровне международных стандартов в тех профилях, где он наиболее компетентен, пользуется безусловным авторитетом в мировом научном и образовательном сообществе, если вуз несет социальную ответственность, которая определяется тем, какой специалист и с какими знаниями выходит в мир.

«И только когда будут решены эти задачи, мы получим вуз мирового уровня, что покажет оценка мировым сообществом», - сделал вывод ректор Политехнического университета.

Проректор Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета «ЛЭТИ» им. В.И. Ульянова (Ленина) В.Н. Павлов остановился на вопросах подготовки студентов:

- Основной миссией университета является подготовка студентов, чтобы они были успешными в этой жизни.

Программа конкурентоспособности является программой подбора индикаторов, показывающих насколько вуз справляется с этой задачей и может ли вуз предложить своим студентам эту возможность. Безусловно, это мощный социальный лифт.

Федеральные вузы г. Санкт-Петербурга подготавливают 70% студентов из других городов. К сожалению, 4 или 6 лет – недостаточный срок для подготовки специалистов высшего класса. Подготовка специалиста начинается задолго до его обучения в вузе – это профориентация. Вступая в процедуру ближайшей приемной кампании, мы будем решать проблему приема тех абитуриентов, которые к нам придут. Мы должны гарантировать им, что в вузе есть специалисты, которые хотят и готовы предложить им подготовку на высочайшем уровне. В этом году мы планируем принять на обучение по программам бакалавриата 1350 человек, 760 человек – в магистратуру, 200 человек - на очно-заочную (вечернюю) форму обучения. И мы заинтересованы, чтобы к нам пришли лучшие.

Выпускники ЛЭТИ способны решать сложнейшие задачи, которые ставят перед ними работодатели. Это еще раз подтверждает способность вуза конкурировать на рынке мирового инженерно-технического образования.

Е.А. Горбашко, проректор по качеству Санкт-Петербургского государственного экономического университета рассказала о специфике экономических вузов и конкурентных преимуществах СПбГЭУ, который способен выдерживать конкуренцию на международном образовательном пространстве.

«Что обеспечивает эту длительность и устойчивость конкурентоспособности? Прежде всего, это качество образования и результаты подготовки специалистов, их востребованность и в России, и за рубежом.

Важным аспектом качества образования являются условия подготовки специалистов: это и высококвалифицированный преподавательский состав, и учебно-методическое обеспечение, и материально-техническая база и т.д.

Без инженерного образования нет будущего страны, но инженерные и технические решения должны быть обоснованы с экономической точки зрения. Говоря о конкурентоспособности, нужно отметить, что это не только качество, инновации, но и затратные составляющие.

СПбГЭУ имеет обширные международные связи и связи в рамках российского академического сообщества, что дает нам возможность двигаться по пути обеспечения качества образования и конкурентоспособности.


Источник: ГлавСправ 2016

Интересная статья?
Президентская библиотека имени Бориса Николаевича Ельцина
профориентационный центр Вектор Информационный центр по атомной энергии в Санкт-Петербурге УКЦ «Профессиональный рост» ЦГПБ им. В.В. Маяковского
PRO Образование 2011