Черкесск

Раздел Высшее образование

Статьи

01.02.2012

Новые стандарты медицинского образования поднимут авторитет врача

В Северо-Западном государственном медицинском университете им. Мечникова с 30 января по 1 февраля 2012 года прошел Всероссийский форум студентов-медиков. Первый день форума открылся встречей студентов медицинских и фармацевтических вузов с министром здравоохранения и социального развития РФ Татьяной Голиковой.

Выступление министра касалось новой политики в сфере медицинского образования как важного аспекта модернизации здравоохранения. Голикова обратилась к присутствующим, а через них и ко всем студентам, интернам, ординаторам медицинских и фармакологических вузов России. Она напомнила, что им предстоит выполнять важное и благородное дело всей жизни — спасать и лечить людей. По словам Голиковой, делать это стоит только по призванию и при глубокой внутренней мотивации, ведь медицина накладывает большую ответственность и практически не оставляет права на ошибку. Давая клятву Гиппократа, будущий врач попадает в ряды хранителей самой большой ценности для государства — здоровья граждан, и делать это нужно достойно, используя весь свой теоретический и практический запас. «Именно этим и должны быть озабочены медицинские и фармакологические вузы, — отметила министр здравоохранения, — давать знания и навыки на самом высоком уровне и на современном уровне, который характеризуют наличие информационных технологий, симуляционных классов, тренинговых комплексов».

География вопросов на встрече с Т.А. Голиковой: Барнаул, Волгоград, Екатеринбург, Санкт-Петербург, Красноярск, Томск, Самара, Казань, Нижний Новгород, Владивосток, Астрахань, Махачкала, Казань, Уфа, Ижевск, Рязань, Кубань, Курск, Ростов, Волгоград, Челябинск, Архангельск.

Переход на новые стандарты

Как рассказала Татьяна Голикова, с сентября 2011 года в медицинских вузах России началось обучение студентов по новым образовательным стандартам. Их принципиальным отличием стало увеличение доли практической подготовки в процессе обучения, начиная уже с младших курсов. Так выпускники будут готовы к самостоятельной профессиональной деятельности после окончания высшего учебного заведения.

Начало модернизации медицинских вузов запланировано в этом 2012 году, деньги поступят уже в феврале. Их направят на реорганизацию клинических баз медицинских университетов, ремонт и оборудование, тотальную информатизацию и другие мероприятия для перехода на новый стандарт. Результатом таких преобразований должен стать новый образовательный уровень специалиста-медика, необходимый для современной медицины России. На процесс модернизации уже выделено 136 млрд. рублей на 2012-2013 годы.

Стипендии — приоритетным направлениям

Представители университетов со всех уголков России, от Владивостока до Калининграда, задавали министру насущные для медицинского студенческого сообщества вопросы.

В ответ на вопрос о стипендиях министр сообщила, что в декабре 2011 года постановлением Правительства РФ от 26.10.2011 № 870 решено увеличить стипендии тем, кто обучается по программам послевузовского профессионального образования в области медицины. Благодаря этому государственная стипендия интернам и ординаторам увеличивается до 6 367 руб. в месяц.

Также для студентов и аспирантов, обучающихся по направлениям подготовки и специальностям, соответствующим приоритетным направлениям модернизации и технологического развития экономики России, предусмотрены следующие стипендии:

1) от 5 до 7 тыс. руб.: фармация, медицинская кибернетика, медицинская биохимия, биофизика, биотехнологии;

2) от 10 до 14 тыс. руб.: онкология, фармацевтическая химия, фармакогнозия, клиническая фармакология, технология органических веществ, технология получения лекарств, лучевая диагностика, лучевая терапия, трансплантология и искусственные органы, химиотерапия и антибиотики, авиационная, космическая и морская медицина.

Вопросы возможного распределения и трудовой деятельности молодого врача тоже сейчас решаются Министерством здравоохранения. Голикова отметила, что, несмотря на кажущийся избыток в выпускниках-врачах, специалистов не хватает. Например, в амбулаторно-поликлинических учреждениях в должности участкового терапевта, участкового педиатра и амбулаторного стоматолога по прежнему острая, особенно в сельской местности.

Министерство возлагает большие надежды на программу «Сельский медик», по которой планируется единовременная выдача 1 млн. рублей «подъемных» каждому молодому специалисту, пожелавшему работать на селе.

Справка: По программе «Сельский медик» в Министерство здравоохранения и социального развития каждому молодому врачу будет выделено по 1 млн. рублей при условии, что он будет трудиться на селе не менее 5 лет. В программе смогут принять участие специалисты, приехавшие в сельскую местность в 2011-2012 годах. Выплаты будут осуществлять территориальные фонды ОМС.

«Все решения приняты на федеральном уровне. На эти цели в федеральном фонде ОМС планируется выделить 11 миллиардов рублей. Сейчас мы имеем заявки от регионов на сумму около 6 миллионов», — сказала Татьяна Голикова в рамках всероссийского форума студентов-медиков в Петербурге. Старшекурсники вузов заверили министра, что в студенческой среде эта программа вызывает большой интерес и прямо в зале форума выясняли подробности, как подавать заявку и получать деньги.

Трудоустройство выпускников

Министр здравоохранения сообщила, что одной из проблем нынешнего медицинского образования является трудоустройство. По одним оценкам после окончания вуза по специальности идут работать 80% выпускников, по другим — только 40%. Причиной является то, что далеко не все студенты учатся по призванию. «Зачастую они идут в медвуз, руководствуясь желанием получить престижную профессию», — считает министр. В наше время среди населения авторитет врача ослаблен, есть много претензий к качеству оказания медицинской помощи, и, как следствие, у практикующих врачей нет стимула проходить переподготовку, чтобы не отставать от реалий медицинской и фармакологической науки и технологии. А это совершенно необходимо для современного специалиста.

Вопросы трудоустройства выпускников медвузов тесно переплетались с проблемой начальной профориентации. Недаром За последних 20 лет этому уделялось мало внимания. Как отметила министр, особенно важна такая профориентация в регионах. В каждом регионе существует кадровый профиль, который говорит о том, каких специалистов, в том числе медицинского профиля, не хватает каждому конкретному региону. С этими параметрами надо согласовываться, обосновывая выделение бюджетных мест для обучения в вузе на то или иное направление подготовки.

Многие вопросы касались и общих для студентов всей страны проблем, например, общежитий для семейных студентов. Голикова обозначила два направления решения этого вопроса: строительство семейных общежитий (в недалеком будущем) и льготное ипотечное кредитование (уже сейчас), которое предоставляет молодым семьям Сбербанк России. Но идеальным решением этой проблемы было бы создание цивилизованных студенческих кампусов, по примеру зарубежных, где можно и учиться, и жить, и развиваться творчески, и растить детей.

О медицинской науке

Аудитория задавала и глобальные вопросы, к примеру, о состоянии медицинской науки в России. Татьяна Голикова в ответ на этот вопрос сообщила, что в наше время медицинская наука носит не столько фундаментальный, сколько прикладной характер. В ведении Министерства здравоохранения есть научно-исследовательские институты, которые и изучают фундаментальные вопросы, и разрабатывают прикладные медицинские методики и технологии. Медицинской наукой также занимаются подразделения РАН и Федерального медико-биологического агентства России.

Министерство здравоохранения и соцразвития обозначило четыре приоритетных направления: инфекция, кардиология, онкология, среда обитания. На исследования по этим направлениям из средств федерального бюджета и обязательного медицинского страхования будет выделен 1 млрд. руб.

Недавно прошла паспортизация медицинских вузов России, в рамках которой провели оценку научного потенциала направлений и наработок медицинского научного сообщества. Как приоритетные для дальнейших исследований выделены 4 направления: инфекция, кардиология, онкология, среда обитания. Из средств бюджета и обязательного медицинского страхования Министерство здравоохранения выделяет 1 млрд. руб. на исследования по этим направлениям. Участие студентов-медиков в научно-исследовательской работе только приветствуется.

Целевой прием

Вопрос о целевом приеме вызвал серьезную дискуссию. Как выпускнику отрабатывать обозначенный в договоре о целевом приеме срок, если предоставляемые условия работы — ужасные? Министр ответила, что расторжение такого договора может произойти только через суд. А условия во всех медицинских учреждениях сейчас будут выравниваться в рамках преобразования российской медицины. Это касается и оборудования, помещений под медицинские учреждения, и зарплат для медицинских работников.

В результате полуторачасовой беседы министра здравоохранения и соцразвития было сформулировано предложение организовать Ассоциацию студентов-медиков, чтобы представители студенческого сообщества могли принимать участие в реорганизации медицинского образования России, поднимать и доносить до высших эшелонов управления типичные и насущные проблемы студенческого сообщества.


Фотогалерея


Северо-Западный государственный медицинский университет им. И.И. Мечникова

ГлавCправ. 2012

Интересная статья?
Президентская библиотека имени Бориса Николаевича Ельцина
профориентационный центр Вектор Информационный центр по атомной энергии в Санкт-Петербурге УКЦ «Профессиональный рост» ЦГПБ им. В.В. Маяковского
PRO Образование 2011