12.04.2012
Специальность: «Музыкально-театральное искусство»
Одним из самых известных брендов Нью-Йорка являются бродвейские музыкальные театры и театрики, в которых из блюза и свинга возник (и до сих пор процветает) уникальный жанр мюзикла. Потеснив венскую оперетту и парижское кабаре, это популярное искусство через увеличительную призму Голливуда стало транслироваться во всем мире. Кто теперь не знает ставшие классикой постановки: «Кабаре», «Кошки», «Призрак оперы» или «Звуки музыки»?
В нашей стране мюзиклы стали популярны ещё в советское время, правда, исключительно в кино. Это феерические комедии Григория Александрова («Цирк», «Волга-Волга»), Ивана Пырьева («Кубанские казаки»), Эльдара Рязанова («Гусарская баллада») на музыку Дунаевского, Хренникова, Кабалевского и др.
Позже режиссер Владимир Воробьев и композитор Александр Колкер создали театральный вариант отечественного мюзикла на сцене Ленинградского театра музыкальной комедии. Это знаменитые спектакли: «Свадьба Кречинского» и «Труффальдино из Бергамо». В то же время признанным мэтром жанра в советском кинематографе стал Леонид Квинихидзе, работающий с неизменным успехом и на театральной сцене в качестве автора и режиссера-постановщика. Его имя известно всем поколениям по фильмам «Соломенная шляпка» и «Небесные ласточки», «31 июня» и «Мэри Поппинс, до свидания!» и многим другим.
Подготовка артистов для мюзикла чрезвычайно специфична: нужно уметь танцевать, обладать незаурядным вокалом, и, наконец, иметь яркие актерские дарования. И все это — не в классической или эстрадной манере, а джазовой, под которой мы подразумеваем сложные, перекрестные и пульсирующие ритмы, импровизационные модуляции и особые приемы интонирования. Не каждый актер, даже с хорошей выучкой, годится для участия в мюзикле. Поэтому на Бродвее существует множество специальных школ, готовящих специалистов именно для этого жанра. А уж с театральных подмостков обученные звезды попадают прямо на «фабрику грез».
В Санкт-Петербурге пока не существует концентрированной подготовки артистов мюзикла. Замечательно учат джазу на музыкальном факультете РГПУ им. А.И. Герцена, прекрасно готовят музыкантов этого направления в Университете культуры и искусств, есть прославленные актерские школы в академических учреждениях, но нет школы мюзикла как таковой.
Заслуженный артист России, лауреат Государственной премии и Национальной премии «Золотая маска», выпускник ВГИКа Леонид Квинихидзе решил восполнить этот пробел. Он организовал и возглавил первую в России кафедру мюзикла в Санкт-Петербургском институте гуманитарного образования. Работая в Мюзик-холле, на Мосфильме, в Одесской Музкомедии и других театрах, Леонид Александрович, возможно, лучше, чем кто-либо другой, понимает сложность и ответственность поставленной им цели: создать отечественную школу мюзикла. Поэтому он привлекает высококлассных педагогов, например, в качестве своего помощника по музыкальной части пригласил замечательного пианиста и композитора Михаила Васильева, соратника Владимира Воробьева.
Институт гуманитарного образования объявляет набор на курс Леонида Квинихидзе для подготовки артистов мюзикла в рамках специальности «Музыкально-театральное искусство». Уже проводятся консультации, ведь на вступительном творческом экзамене будет оцениваться, прежде всего, глубина понимания исполняемого произведения и способность поступающего к устойчивому певческому звуку, чистоте интонации, музыкальной выразительности и ритмически точному исполнению. Оцениваются также богатство воображения, вкус, степень эмоциональной возбудимости, своеобразие темперамента, умение передать характерность, почувствовать юмор или драматизм ситуации, а также стиль автора. А на коллоквиуме будет выявлено умение верно ориентироваться в вопросах современной театральной жизни (литературы, музыки, изобразительного искусства, кино и телевидения).
Конечно, в нашей жизни трудно предугадать многое, в том числе профессиональное становление. Образование в области творческих специальностей подобно английскому газону, который зазеленеет только после десятилетий кропотливого взращивания. Но, как говорит мэтр Квинихидзе, находясь на лестнице, надо смотреть вверх, а не вниз. Надеемся, что именно в Санкт-Петербурге возникнет первая в России профессиональная школа мюзикла.
Вадим Высоцкий,
проректор по инновационной деятельности и связям с общественностью
Санкт-Петербургского института гуманитарного образования,
кандидат культурологии, член Союза журналистов Санкт-Петербурга.
Санкт-Петербургский институт гуманитарного образования
ГлавCправ. 2012