Балаково

Раздел

Статьи

04.05.2011

«Старший брат» ЕГЭ

Вы знаете, что формат современного ЕГЭ по английскому языку разработан в Петербурге? Еще до того, как в кулуарах Минобрнауки зрели планы создания Единого госэкзамена, в Северной столице был запущен совместный проект коллектива преподавателей нескольких петербургских школ при участии Комитета по образованию города и Британского совета.

Итак, задолго до того, как начался эксперимент по ЕГЭ, в далеком 1997 году группа разработчиков начала работать в Петербурге над созданием новой формы итоговой аттестации выпускников петербургских школ по английскому языку. Проект единого тестирования курировался Комитетом по образованию Санкт-Петербурга совместно с Британским советом. В течение четырех лет группа высокопрофессиональных специалистов, преподавателей петербургских школ, прошли серьезную подготовку в Ланкастерском университете и создали выпускной экзамен по английскому языку.

О «старшем брате» ЕГЭ корреспонденту ГлавСправ рассказала Елена Федоровна Прохорова, руководитель Федеральной группы разработчиков контрольных измерительных материалов ЕГЭ по английскому языку и директор Центра лингводидактического тестирования филологического факультета СПбГУ:

«Всероссийский эксперимент по ЕГЭ только начался, когда разработанный экзамен уже проходил в Санкт-Петербурге с участием около 900 выпускников школ с углубленным изучением английского языка. Наш экзамен принял участие в конкурсе Министерства образования на разработку КИМ и выиграл его.

Минобрнауки заинтересовалось тогда не только содержанием контрольно-измерительных материалов нашего теста, но и всей технологией: как проходит экзамен, какова его структура, формат, процедура проведения и оценивания… Все эти материалы были представлены министерству, и комиссия утвердила их как модель для единого госэкзамена не только по английскому, но и по всем иностранным языкам».

Корр: Как ваш вариант экзамена был оптимизирован для ЕГЭ?

Прохорова Е.Ф.: Это ключевой вопрос. Когда было принято решение, что наш экзамен станет единый государственным, многое изменилось. Фактически нами было сделано два разноуровневых теста. Мы считали, что для выпускника школы с углубленным изучением английского языка должен быть тест одного уровня сложности, для выпускника общеобразовательной школы — другой.

И в этом заключалась сложность. Единый госэкзамен, прежде всего, оценивает соответствие языковой подготовки выпускника требованиям стандарта. А стандарт един для всех. И один экзамен должен был включать в себя батарею разноуровневых заданий. Поэтому первое преобразование, которое нами было сделано — мы создали тест с заданиями трех уровней сложности: базовым, повышенным и высоким.

Второе, очень важное изменение, в технологии проведения ЕГЭ — сроки сдачи экзамена. Такой большой тест, который охватывает широкий спектр умений и речевых навыков, сложно сдать за один день. Наш экзамен среди выпускников школ в Санкт-Петербурге проходил в два дня. Первый день — письменная часть, второй — устная. Но т.к. уже со второго года эксперимента в ЕГЭ стали участвовать такие регионы как Якутия, стало ясно, что дважды перевозить ребят из интернатов вертолетом на тысячи километров, а в отдаленных районах детей доставляли именно так, невозможно. Было принято решение о том, что ЕГЭ должен проходить в один день.

Мы сначала очень сопротивлялись этому, но практика подтвердила, что эти решения были правильными. И даже то, что ЕГЭ — это разноуровневый экзамен, было совершенно верным решением на тот момент.

Корр: ЕГЭ — это решающий этап выпускника школы перед поступлением: это и выпускной, и вступительный экзамен… Нужно ли стремиться сдать его на «отлично»? Для кого-то это слишком большая психологическая нагрузка.

Прохорова Е.Ф.: Да, в последнее время контекст ЕГЭ немного изменился: теперь это экзамен именно для поступления в вуз. В аттестат школьнику идет отметка, которую он получил на итоговой аттестации в школе, годовая. До этого100-балльная шкала переводилась в 5-балльную отметку и все непременно хотели сдать на «отлично».

Сегодня высокие баллы по ЕГЭ важны только, если ты поступаешь в профильный вуз. И мне кажется, пришло время создать тест, который не будет батареей разноуровневых заданий. Если ЕГЭ необходим выпускнику главным образом для поступления в высшее учебное заведение, то за годы эксперимента всем стало абсолютно понятно, какого уровня языковые навыки должны проверяться у выпускника. Накопленного аналитического материала по статистике, по результатам достаточно, чтобы определить, на каком уровне должны проверяться наши выпускники в соответствии с международной шкалой иноязычной коммуникативной компетенции.

На данный момент в спецификации ЕГЭ по иностранным зыкам заявлено, что задания базового уровня соответствуют уровню А2 (элементарный уровень) по общеевропейской шкале, повышенный — Б1, и высокий — Б2. У меня возникает вопрос: зачем выпускника общеобразовательной школы, который собирается поступать в вуз, проверять по заданиям базового уровня А2? Если ребенок выбирает на ЕГЭ иностранный язык, предполагается, что уровень владения языком должен быть достаточным для того, чтобы продолжить образование в вузе.

Корр: Возможно ли, что появятся несколько разновидностей ЕГЭ? Один — для выпускников общеобразовательных школ, другой — для специализированных. Для разных целей — разные экзамены?

Прохорова Е.Ф.: Да, эта проблема обсуждается. Есть сторонники такого решения, которые утверждают, что если ребенок поступает в технический вуз и ему нужен один тест, а если он поступает на филологическую специальность, — другой тест. Но я не уверена, что это лучшее решение.

Во-первых, у нас остается пока один стандарт, в котором записана система требований. Поэтому два теста по одному и тому же стандарту — это необходимость изменения нормативной базы. Но самое главное: у нас сегодня есть 100-балльная шкала оценки ЕГЭ. С моей точки зрения, это достаточно большая шкала, которая позволяет распределить тестируемых разного уровня языковой подготовки.

Важно понять: оценка ЕГЭ — способ показать свой уровень знаний. И выбирать учебное заведение в соответствии с ним. Возьмем опыт Великобритании, где с 1864 года тест использует как измерительный инструмент. При этом годами сложилась всем понятная традиция, к примеру, Оксфордский или Кембриджский университет берут себе выпускников-отличников, при этом Ланкастерский или Манчестерский университеты берут и тех, у кого «тройки».

Повторю, 100-балльной шкалы вполне достаточно, чтобы различные вузы и различные специальности приняли для себя решение, насколько для них важен иностранный язык. Они могут установить проходной балл на уровне минимального, например, в прошлом году это 20 баллов. Другой вуз предпочтет абитуриентов, сдавших ЕГЭ от 60 баллов. И это — общепринятая международная практика.

Необходимости в двух экзаменах нет еще и потому, что тогда появится необходимость и в других экзаменах: на специальности «Международные отношения», «Лингвистику» и т.д. У нас один стандарт, и должен быть создан тест определенного уровня сложности.

Один из принципов образовательной политики в России — интеграция образовательной системы в международную образовательную систему. И в связи с этим возникает необходимость через внешнюю экспертизу определить соответствие наших тестов общеевропейской шкале. Поэтому сейчас очень хорошие условия, что бы учитывая новый контекст ЕГЭ по иностранным языкам: экзамен по выбору, прежде всего для вузов — это должен быть одноуровневый тест, кот. должен обязательно пройти внешнюю международную экспертизу на соответствие общепринятым международным стандартам.


ГлавCправ. 2011

Интересная статья?
Президентская библиотека имени Бориса Николаевича Ельцина
профориентационный центр Вектор Информационный центр по атомной энергии в Санкт-Петербурге УКЦ «Профессиональный рост» ЦГПБ им. В.В. Маяковского
PRO Образование 2011