03.10.2011
Образовательная стратегия Китая сегодня такова: каждый студент, получающий высшее образование, должен часть обучения пройти за границей. О том, как это затрагивает один из крупнейших технических вузов Петербурга — БГТУ «Военмех», сообщил журналу «ГлавСправ» Алексей Владимирович Морозов, проректор по международному сотрудничеству и информационным технологиям.
Балтийский государственный технический университет «Военмех» сегодня имеет более 2 десятков международных магистерских и бакалаврских программ.
Сейчас за рубежом большой интерес вызывает наше техническое образование. В частности, наш вуз имеет партнерское соглашение с Китаем для совместной подготовки по техническим направлениям. И это веление времени.
Наиболее популярны программы, которые работают по схеме «2+2»: четырехгодичный курс бакалаврской подготовки разбивается на две половины, два года учатся в одном университете, два — в другом. Такие программы проводятся по двум направлениям подготовки бакалавров техники и технологии: «прикладная механика» и «приборостроение».
Первые два года китайские студенты учатся в университете г. Чуньчунь, осваивая половину бакалаврской программы и изучая язык (обучение ведется на русском). Потом они приезжают к нам на два года. Завершив подготовку здесь, студенты получают два диплома от университетов-партнеров, поскольку учебные планы согласованы.
У нашего университета есть двухлетний опыт работы этой программы. В 2009 году мы запустили «пилотный» проект и набрали группу бакалавров из Китая по техническому направлению. Одновременно мы выполняли исследовательскую работу по одной из федеральных программ, которая была связана с разработкой самой технологии образования по схеме «2+2». Т.е. мы не просто занимались исследованиями на отвлеченную тему, а одновременно материализовывали это в жизни.
Разработка этой программы проходила в несколько этапов: учебный план, согласование, укладывание в лоно стандартов одной и другой страны; согласование экспорт-контрольных моментов, методических, технических нюансов — все это происходило вживую на «пилотной» группе.
Ребята уже выпустились и успешно защитились в июне этого года. Один из одиннадцати человек завершил свою подготовку, десять захотели учиться дальше, поэтому они продолжают у нас заниматься по магистерской программе, которой мы продолжаем и развиваем начатое.
Наш университет-партнер в г. Чуньчунь (провинция Цзилинь, КНР) выказал желание расширить это сотрудничество, и мы эти два года готовили программы более широкомасштабного сотрудничества.
Первым делом, мы должны были выбрать направление. Китайские партнеры интересуются нашим техническим направлением. Традиции советского образования очень сильны, и китайцы высоко ценят его уровень до сих пор, не смотря ни на что. Поэтому они заинтересованы в подготовке технических специалистов.
Но перед этим они должны были получить согласование своего правительства и Министерства образования на реализацию таких проектов, пройти жесткий конкурс отбора проектов в КНР. На конкурс, в котором наши партнеры заявили о совместной с нами программе, было подано больше 500 заявок со всего Китая. Победителями были объявлены 38 проектов, в том числе, один из наших. И уже потом мы провели вторую совместную программу по прикладной механике. В сентябре в Чуньчуне состоялся первый набор на один из наших совместных проектов, и ребята начали учиться. Через два года они приедут к нам, продолжая свою учебу по схеме «2+2».
Прецедент этой программы, такого рода совместимость программ, даст вам возможность завязывать контакт с другими странами?
Безусловно. Этот опыт дает нам возможность искать партнеров и внутри Китая, и в других странах. Это огромное поле, очень богатая и эффективная среда. Китай на подъеме, ему нужны специалисты, образованные люди. Китай очень открыт всему миру.
У наших партнеров в Китае десятки соглашений с другими странами, но они все носят скорее локальный характер. И такой проект, 100 человек годового набора по каждому направлению — достаточно редкий прецедент, поэтому они очень заинтересованы. Глядя на них, другие университеты Китая тоже хотят сотрудничать.
Во время своего последнего визита в Китай я имел возможность ознакомиться с их новой образовательной структурой. С начала 2000 годов там тоже происходит реформа образования: правительство Китая разрешило ведущим государственным вузам образовывать коммерческие структуры. Подтекст был такой: «мы, государство, не можем обеспечить всех высшим образованием, но мы разрешаем бизнесу этим заниматься. Если хотите, богатые люди, вкладывайте в это деньги, совершенствуйте систему, открывайте филиалы вузов и, пожалуйста, набирайте студентов». В одном из таких филиалов я был. Это выглядит очень убедительно, это очень эффективно.
Новая структура образования в Китае заинтересована в международной кооперации. У них уже есть контакты с Америкой и Новой Зеландией на предмет сельского хозяйства. Технические аспекты этой проблематики находятся в нашем образовательном пространстве, и мы стараемся найти здесь точки соприкосновения. Безусловно, такая практика будет расширяться.
Китай сейчас — один из перспективных направлений для рынка образования. В Китае 157 миллионов студентов, это больше населения нашей страны (по данным Росстата по последней переписи населения РФ от 25 октября 2010 года, всего учтено 142 905,2 тысячи человек, постоянно проживающих в России).
Балтийский государственный технический университет «Военмех» им. Д.Ф. Устинова
ГлавCправ. 2011