30.09.2011
На прошлой неделе между Россией и Норвегией был подписан меморандум о взаимопонимании и сотрудничестве в области образования и науки. С российской стороны документ подписал заместитель министра образования и науки РФ Сергей Владимирович Иванец. Публикуем его интервью для журнала «ГлавСправ».
Подписание этого документа приведет к каким-либо реальным шагам в сотрудничестве наших стран в сфере науки и образования? Ближайшие шаги в течение этого учебного года?
Ближайшие шаги… Только что мы с министром норвежской стороны вели переговоры. Они показывают, что у нас есть, по крайней мере, несколько направлений для научного сотрудничества и проведения совместных исследований. Более того, существуют и финансовые инструменты, ведь без поддержки не получится никаких совместных проектов. Министерство готово выделять специальные гранты под такие проекты, намечены мероприятия в рамках существующих инструментов — это федеральные целевые программы.
Мы договорились о том, что российские и норвежские группы разработчиков будут вместе подавать заявки.
Какие это направления сотрудничества и исследования?
Они, так или иначе, связаны с арктическими проблемами: это разработка материалов с особыми заданными свойствами, нанотехнологии, биотехнологии, изучение климата — все те проблемы, которые являются общими для нас и норвежцев.
Сколько вузов Северо-запада сейчас «завязано» на сотрудничество Норвегию?
По городам пересчитывать не имеет смысла. На самом деле, большое количество вузов взаимодействуют с Норвегией самостоятельно. Но есть целый ряд вузов, которые подпадают под те нормативные положения и договоренности, которых мы достигли. Это Северный Архангельский университет, целый ряд вузов Санкт-Петербурга, в частности — БГТУ «Военмех», где мы с вами находимся…
Другими словами, это сотрудничество не обязательно требует какого-то контроля со стороны министерства. Вузы обладают полной автономией, чтобы установить двусторонние связи, и это полностью приветствуется. Средства Министерства образования и науки РФ привлекаются в тех случаях, когда совместные исследования требуют более или менее серьезного финансирования.
Как мне кажется, сейчас крен идет в инженерные и технические специальности, хотя ранее сотрудничество было больше в экономической и управленческой сфере?
Не только. Министр образования Норвегии Тора Асланд отметила, что сейчас в Норвегии целый ряд студентов заинтересованы в изучении русского языка и литературы. Да, технические специальности — это важное направление, особенно с учетом проблем арктического региона, но и гуманитарные так же присутствуют.
ГлавCправ. 2011