Владимир

Раздел Высшее образование

Статьи

23.07.2010

Выпускники РГГМУ — бренд во всем мире

Лев Николаевич Карлин — один из «долгожителей» на ректорском посту. В далеком 1988 году он возглавил Ленинградский гидрометеорологический институт. Под его руководством институт стал Российским государственным гидрометеорологическим университетом. Мы попросили ректора рассказать о развитии вуза, уникальных проектах и планах на будущий учебный год.

Лев Николаевич Карлин

Корр: Лев Николаевич, для вас РГГМУ — «родной» вуз с 1966 года. Что изменилось за годы, проведенные в нем?

Лев Карлин: Когда я поступал, это был институт узкоспециализированной направленности. Тогда поступало около 175 человек в год, они получали инженерные специальности на двух факультетах: метеорологическом и гидрологическом.

С тех пор прошло 40 с лишним лет, и РГГМУ превратился в университет с ежегодным приемом в 700-800 человек. Институт вырос буквально у меня на глазах. Сейчас мы активно развиваемся и интегрируемся в международное пространство.

К примеру, по «Программе 2020» российские вузы поставили задачу за десять лет увеличить долю иностранных студентов до 5%. В РГГМУ уже сегодня этот показатель равен 12%. Студенты РГГМУ учатся по различным международным образовательным программам. С полной ответственностью могу сказать, что мы практически вышли на европейский уровень.

Корр: Что-то осталось неизменным?

Карлин: Без изменений сохранилось название университета. И конечно, мы бережем традиции наших специальностей. Все новые направления в вузе так или иначе связаны с ними.

Приведу простой пример: сейчас много говорят об избытке гуманитариев, мол, эти специалисты не востребованы. Но наш выпускник-экономист становится незаменимым работником, поскольку его специальность — экономист природопользования. Популярное сейчас направление «Связи с общественностью» у нас квалифицируется на науках об окружающей среде. Информационные технологии в университете изучаются не сами по себе, а в гидрометеорологических сетях. Информационная безопасность — это охрана гидрометеорологической информации. Таким образом, все новые направления обучения обязательно имеют отношение к нашей основной тематике.

Корр: Как принимается решение о введении новых специальностей?

Карлин: Не забыли, какая у нас специализация? Прогнозирование, верно? Вот мы и прогнозируем! Предугадываем развитие научно-технического прогресса, экономики, следим за тем, что происходит в мире, отзываемся на потребности общества.

Я могу рассказать, например, как мы открыли специальность «Связи с общественностью». Несколько лет назад я ехал в машине, включил радио и услышал примерно следующее: «ладожский лед идет по Неве, поэтому скоро станет холодно, и зацветет черемуха». То есть, эти положения связали совершенно абсурдным образом, понимаете? Буквально поставили с ног на голову. Я приехал в университет и говорю: надо создавать новую специальность. Будем учить людей грамотно интерпретировать гидрометеорологическую информацию для населения. Причем учить делать это самостоятельно, а не как у журналистов принято.

В экологии сейчас очень много спекуляций... К примеру, использование природных ресурсов. Когда-то, видя хищническое использование природных ресурсов нашей страны, мы открыли специальность «Экономика в природопользовании». Нужно экономику ориентировать на эту проблему и все делать грамотно, обеспечить устойчивое развитие. Важно, чтобы и экономическая выгода была, и чтобы ущерб, который мы приносим окружающей среде, не превосходил прибыль, которую мы получим.

Корр: Вы говорили о том, что университет все больше интегрируется в международное сообщество. Почему это стало вашей «визитной карточкой»?

Карлин: Метеорология — наука априори международная. Погода в Петербурге напрямую зависит от погоды на всем земном шаре, а значит, должны быть единые характеристики, единая обработка данных.

Потому и международное сотрудничество в РГГМУ началось едва ли не раньше, чем в других вузах. Сейчас мы являемся региональным центром Всемирной экологической организации (ВМО). Это совершенно необходимо нашему университету, поскольку область деятельности метеорологов интернациональна.

На входе в университет вы можете видеть флаги тех стран, студенты которых сейчас обучаются в РГГМУ — это более 50 государств. Наши выпускники работают больше чем в 100 странах мира, среди них есть и руководители национальных метеорологических служб.

Я не буду утверждать, что мы в первую очередь ориентированы на международное сотрудничество, но эта составляющая для нас очень важна. И является огромным преимуществом для наших выпускников — их берут на работу по всему миру.

Корр: Интеграция университета в международные процессы как-то связана с планами развития РГГМУ в 2010 году — созданием «университета нового типа»?

Карлин: Мы не можем отставать от зарубежных университетов в развитии. Если наш авторитет понизится, мы утратим статус регионального центра ВМО.

Сейчас разрабатывается программа по созданию национально-исследовательских университетов. РГГМУ также подал заявку с программой, которая называется «Инновационная гидрометеорология». Независимо от того, выиграем мы конкурс или нет, эта программа будет реализована.

Другое направление развития вуза: инновации. Современная техника требует огромного количества гидрометеорологической информации, и если мы не сможем давать ее правильно и вовремя, то станем просто не нужны. И поэтому наша задача — все время следить за развитием промышленности.

Постоянно появляется масса открытий, изобретений, способов наблюдения. Например, дистанционные космические станции, поставляющие очень важные сведения, уже заменяют станции наземного типа. И мы не можем упускать возможность получать информацию из космоса — это слишком большой объем данных.

Корр: Какие коррективы в развитие вуза вносит реформа образования?

Карлин: Если говорить о Болонском процессе, то я считаю это явление нормальным. В советское время была плановая экономика. Все расписывалось на 5 лет вперед, и никаких забот. Рыночная экономика очень подвижна, в ней происходят постоянные изменения, обновление знаний, и поэтому подготовить специалистов на 5 лет вперед невозможно.

Перед вузом теперь стоит новая задача: нужно за 4 года подготовить специалиста, который знает всего понемногу, и затем может по желанию оттачивать мастерство на магистерской программе по определенному направлению.

Хочешь быть ученым? Пожалуйста, вот тебе два года в магистратуре. Хочешь быть синоптиком в аэропорту? Получи 4-х летнюю базу, доучись шесть месяцев и иди работай. Захотел работать в сельском хозяйстве? Так же доучись несколько месяцев, разберись в специфике этого дела — и вперед. Новая образовательная система подразумевает образование в течение всей жизни. И никуда от этого не денешься.

Корр: Вы не думаете, что в таком случае «храмы науки», станут просто раздавать краткосрочные курсы?

Карлин: Я так не считаю. Ведь для того, чтобы учиться на этих курсах, у вас должна быть хорошая база. Сначала нужно дать студенту фундаментальные знания: математику, физику, химию... Невозможно за 3-месячный курс усвоить физику атмосферы, если не знать хорошо общую физику, химию, динамику и т.д.

В этом плане как раз повышается роль университетов в области фундаментальных знаний. Студент должен обладать ими, чтобы потом на этой базе мог сразу приступать к работе, не тратя лишнего времени.

Корр: Какие инновации и уникальные проекты внедряются сейчас в учебный план вуза?

Карлин: Есть различные нововведения. Недавно наш проректор стал ректором тверского университета. Но они с женой продолжают вести занятия в РГГМУ с помощью Интернета. Выглядит это так: сидит преподаватель на кухне, читает лекции, а здесь в аудитории студенты слушают и вопросы задают. У нас по Скайпу даже зарубежные ученые читают лекции.

Среди наших уникальных проектов — дистанционные олимпиады для абитуриентов. Развивается и заочное обучение. Вся библиотека лекций РГГМУ записана на цифровые носители, и каждый может найти и воспользоваться этими сведениями.

Но главное, почему в РГГМУ интересно учиться — это практика. У нас студент во время обучения имеет возможность побывать где угодно. За границей, в Антарктиде, в Арктике, в Сибири, да где угодно. Ни один другой вуз не сможет такого предоставить.

Корр: Участие в этих мероприятиях дает какие-либо преимущества вашим выпускникам?

Карлин: Наши выпускники после такой практики становятся обладателями очень высокого уровня образования. В американском университете на Аляске половина профессуры — из нашего университета. Сами американцы там работать не хотят, потому что холодно, и они с готовностью берут на вакансии наших специалистов.

Корр: Насколько мне известно, даже в разгар кризиса у вас была практика трудоустройства своих выпускников — на бирже труда состояло всего 5 выпускников РГГМУ.

Карлин: В РГГМУ еще ни один год не пропустили распределение. У нас это существовало всегда, как и в советское время. Только тогда студентов заставляли идти работать по распределению, а сейчас это дело добровольное.

Например, в Гидрометслужбе работает 35 тыс. сотрудников. Из них 60% имеют высшее образование, это 21 тысяча человек. Если посчитать, что каждый из них работает по 15 лет, каждый год требуется тысяча с лишним новых специалистов. А мы можем предоставить человек 400-500. То есть наши студенты в Гидрометслужбе нарасхват.

Плюс те ребята, которые уезжают работать за границу. Зайдите в финский метеорологический институт — там же второй язык русский, потому что работают многие наши выпускники, студенты, аспиранты.

Корр: Расскажите о приоритетах вуза на ближайшее время.

Карлин: Мы реализуем принцип ЮНЕСКО «обучение через исследования и практику». Очень важно, чтобы студент во время обучения не только учился, но и принимал участие в практической или научной деятельности.

К примеру, работает проект под названием «Балтийский научный университет». Он был создан в РГГМУ в 1993 году при поддержке Международной океанографической комиссии ЮНЕСКО и успешно реализуется на протяжении уже 15 лет. Проект заключается в том, что студенты и ученые из разных стран отправляются на корабле в Балтийское море, проводят исследования, слушают лекции. Это и называется «обучение через исследование». Студент слушает лекции, выполняет практические занятия, получает данные, тут же его учат, как эти данные обрабатывать, а потом на основе собственных данных он выполняет какую-то научную работу.

Кстати, этот принцип стал основой нашей заявки на получение статуса национально-исследовательского университета.


Российский государственный гидрометеорологический университет

ГлавСправ. 2010

Интересная статья?
Президентская библиотека имени Бориса Николаевича Ельцина
профориентационный центр Вектор Информационный центр по атомной энергии в Санкт-Петербурге УКЦ «Профессиональный рост» ЦГПБ им. В.В. Маяковского
PRO Образование 2011