Улан-Удэ

Раздел Высшее образование

Статьи

21.01.2015

Гайдаровский форум объединил вопросы экономики и образования

Гайдаровский форум – 2015 завершил свою работу. В нем приняло участие порядка семи тысяч экспертов и двух тысяч представителей средств массовой информации. Ведущие аналитики, экономисты, государственные деятели присутствовали на почти 70 дискуссионных площадках. Третий день работы форума был целиком посвящен образованию.


Эксперты назвали Гайдаровский форум (ГФ) уникальной интеллектуальной площадкой, объединяющей теоретиков и практиков, ведущих ученых и политиков, представителей высших финансовых кругов и глобальной бизнес-элиты. Темой заключительного дня ГФ-2015 стала «Экономика знаний».

Ежегодно в Москву, в Российскую академию народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, съезжаются звезды мировой экономики, нобелевские лауреаты, лучшие преподаватели вузов-лидеров (Гарварда, Стэнфорда, Массачусетского технологического института и др.), представители российского политического истеблишмента. Форум принимает всех тех, кто своими передовыми достижениями в экономической науке определяет глобальный миропорядок, оказывает влияние на социально-экономическое развитие регионов и государств.

Как сохранить и улучшить дошкольное и школьное образование

В ходе панельной дискуссии Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» на тему «Как сохранить и улучшить школьное и дошкольное образование» специалисты сформулировали ответы на актуальные вопросы отрасли: кто реально является движущей силой улучшения образования, как повысить доступность и качество, сохранив бесплатность услуг, как обеспечить вовлеченность разных агентов в развитие и ресурсную поддержку образования. Модератором выступил научный руководитель Института образования НИУ ВШЭ Исак Фрумин.

Как подчеркнула участница дискуссии, первый заместитель министра образования и науки Российской Федерации Наталья Tретьяк, важно, что сейчас, помимо предложений по содержанию конкретных учебных курсов, дисциплин и распределения их по часам и учебным периодам, сформулированы требования к результатам обучения. «Не менее важной является новая парадигма по новым ГОСам, которые, помимо учебного результата, утверждают требования к личностным результатам. Вопрос воспитания в современной школе выходит если не на первый план, то, во всяком случае, сопоставим по значимости с получением знаний», – сказала она.

Высшее образование: между доступностью и качеством

Одной из тем дискуссии Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» стала тема «Высшее образование: между доступностью и качеством». Эксперты ГФ-2015 обсудили, как развивать и поддерживать сеть ведущих учебных заведений страны. Модераторы диалога поговорили о возможности обеспечения баланса между качеством и конкурентоспособностью высшего образования, о бизнесе как ресурсе развития системы, а также подняли тему повышения отдачи от вложений в ведущие вузы страны.

Сопредседатель Общероссийской общественной организации «Деловая Россия» Сергей Недорослев подчеркнул: «Нам нужно, чтобы советы потребителей утверждали инвестиционные программы на образование и контролировали их».

Ректор Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации Владимир Мау отметил, что сейчас уходит последнее поколение, способное работать на производстве, и приходит поколение, которое на производстве работать принципиально не хочет. Государство должно быть готово к этому сдвигу, возможно, за счет увеличения количества программ для взрослых.

«Нельзя управлять приоритетными специальностями, контролируя спрос. Сейчас есть два критерия, формирующие распределение мест: ЕГЭ и некое представление государства о приоритетных специальностях в экономике, эти два показателя плохо коррелируют друг с другом», – сказал ректор.

Культура для образования или образование для культуры?

Роль массового искусства в развитии современного общества и влияние культуры на экономические и политические процессы обсудили эксперты в третий день Гайдаровского форума – 2015 «Россия и мир: новый вектор» на панельной дискуссии «Культура для образования или образование для культуры?».

О том, что существует более тысячи трактовок термина «культура», напомнил главный редактор журнала «Искусство кино» Даниил Дондурей: «Мне бы хотелось обратить внимание на то понимание культуры, которое в России немодно, используется в особых ситуациях и, не побоюсь этого слова, в значительной степени методологически табуировано: это культура в широком смысле слова, культура, связанная с осознанием и интерпретацией реальности, созданием ценностных систем, функционированием морали, с мировоззренческими картинами мира, правилами жизни, образцами поведения, идеалами, национальной ментальностью, стереотипами».

По его мнению, только в таком ключе можно говорить о взаимосвязи гуманитарной и экономической сфер. «Как можно заниматься бизнесом, социальными отношениями, общественными связями, понимать, что такое права человека, как их можно защищать, понимать, что такое волонтерство, что такое целый ряд важнейших действий нашей жизни, если мы с этим не разбираемся, – сказал Даниил Дондурей. – Как мы можем сойти с «сырьевой иглы», если не понимаем влияния низкой производительности труда? И это все культура, ценности, картина мира».

Документ, в котором заключено сегодняшнее понимание термина, это широко обсуждавшийся проект «Основы государственной культурной политики». Говоря о нем, советник Президента Российской Федерации по культуре Владимир Толстой отметил, что власти не пытаются путем принятия документа ввести госрегулирование в тонкую сферу искусства: «В проекте нет точных указаний, что можно, что нельзя, что нужно и что не нужно делать. В данном случае, по-моему, государство выступило инициатором дискуссии о культуре, о ее роли, не навязывая своей точки зрения».

При этом такая точка зрения, конечно, у него существует. «На мой взгляд, в экономике культура имеет два отчетливых направления: есть творческие индустрии, которые существуют в экономическом поле, и есть те, которых в нем нет, – это можно назвать упущенной выгодой. Экономике невыгодно иметь некультурное общество, некультурных людей. Она стремится к модернизации, инновациям, к развитию творческих способностей, на это направлена государственная культурная политика», – рассказал Владимир Толстой.

Свое мнение относительно взаимодействия государства и общества высказала директор Политехнического музея Юлия Шахновская. «В идеальном смысле, культура – это такое состояние общества, когда свобода каждого человека не мешает свободе соседа. В данном случае регулирование культуры как некоторого индикатора состояния общества мне кажется немного странным. Мы можем контролировать только правила общежития, формы и подходы непричинения вреда другому человеку», – считает она.

«Главная задача общества в целом и государства как его производной институции – это развитие индивидуальности, личности человека. Культурная политика имеет право на существование, но именно в этом смысле. Мы не можем определять методики, по которым работают культурные, образовательные, любые другие институты в социальной сфере, но можем создавать условия, при которых запрос общества на это будет возрастать», – добавила Юлия Шахновская.

Бизнес-образование в динамично развивающихся обществах

Экспертная дискуссия «Бизнес-образование в динамично развивающихся обществах: идентификация управленческих моделей и возможности сотрудничества».

Модератором дискуссии выступила генеральный директор РАБО, декан Школы международного бизнеса Финансового университета при Правительстве Российской Федерации Наталья Евтихиева. Она отметила, что у стран с динамично развивающимся обществом существует много возможностей для кооперации и сотрудничества в области бизнес-образования.

Проректор РАНХиГС, директор ИБДА РАНХиГС, президент РАБО Сергей Мясоедов дал определение термину «динамично развивающееся общество», пояснив, что таковыми являются общества тех стран, где идет бурный процесс изменений.

«Ситуация в мире меняется слишком быстро, в том числе показатели экономического роста, в бизнес-среде сплошные неожиданности, сплошная волатильность. Появляются новые страны, которые показывают более высокую динамику развития, чем узкая группа стран BRICS», – добавил Сергей Мясоедов.

Говоря о возможностях и изменениях в системе бизнес-образования, ректор ИДЕК-Блед школы менеджмента, президент СЕЕМАН Даница Пург заявила, что у стран с «динамично развивающимся обществом» есть возможность стать самыми инновационными и передовыми. «20 лет назад мы во многом копировали опыт других стран, например, США. А сейчас мы делимся своим опытом», – сказала Даница Пург.

Весилин Благоев, проректор Международного университетского колледжа в Болгарии, отметил важность обмена опытом между странами и подробно объяснил влияние различных факторов на создание определенной модели менеджмента.

«Когда мы говорим о модели управления, нужно иметь в виду культурные, религиозные, профессиональные нормы и ценности, а также технологические факторы», – заявил Весилин Благоев, подчеркнув, что одной модели менеджмента быть не может.

«Необходимо развивать интеллектуальное предпринимательство, когда бизнес строится на знаниях, а компании работают в инновационной среде», – отметила ректор Рижской международной школы экономики и делового администрирования Ирина Сенникова. Она добавила, что международное сотрудничество в сфере образования поможет преодолеть политические трения, и рассказала, насколько важно научиться превращать критические моменты в новые возможности.

По мнению ректора Международной академии бизнеса в Казахстане, президента КАМАН Асылбека Кожахметова, основной целью бизнес-образования в динамично развивающихся странах является выход на уровень общемировых стандартов. Он заявил о необходимости создания школ для преподавателей в рамках Евразийского экономического союза.

Молодые профессионалы: кто они

На панельной дискуссии «Молодые профессионалы: кто они?» состоялось обсуждение актуальных аспектов и перспектив подготовки профессиональных кадров и роли молодого поколения в построении устойчивого будущего нашей страны.

В диалоге приняли участие эксперты разных уровней: представители органов государственной власти, ведущих бизнес-структур, научного и образовательного сообщества. Это Елена Абрамова, заместитель министра Российской Федерации по делам Крыма, Дмитрий Халин, заместитель генерального директора по технологической политике Microsoft Россия, Вениамин Каганов, заместитель министра образования и науки РФ, Ирина Бахтина, директор по развитию устойчивого бизнеса и корпоративным отношениям Unilever Россия, Ближний Восток, Северная Африка, Турция и Израиль, Алексей Комиссаров, советник мэра Москвы, Виктор Толмачев, председатель Наблюдательного совета Группы компаний АКИГ.

Модератором сессии выступил Дмитрий Буташин, проректор Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. Открывая дискуссию, он оценил деятельность Молодежной кадровой платформы.

«За четыре года «Устойчивое будущее России» из проекта, работающего с молодыми подающими надежды учеными, превратился в серьезный инструмент создания интеллектуального ресурса будущего страны в разных сферах», – отметил проректор РАНХиГС.

Директор по направлениям Unilever Россия, Ближний Восток, Северная Африка, Турция и Израиль Ольга Николаенко отметила особенности современных специалистов, выходящих на рынок труда. «Поколение Y отличается от предыдущего. Они хотят все здесь и сейчас, при этом остаются детьми. Для них важно, чтобы задачи ставились в игровой форме. Представители поколения часто уходят из компаний, чтобы создать собственный бизнес, а также по причине недостаточной заботы работодателей», – сказала Ольга Николаенко.

Директор Департамента исследований и образования Mail.ru Дмитрий Волошин, напротив, различий между поколениями не видит. Он считает, что молодые люди стали менее формальны, не зацикливаются на бизнес-процессах, и предложил использовать в качестве инструмента для задержания специалистов наставничество.

«В Mail.ru наставники готовятся специально, предварительно осуществляя преподавательскую деятельность на основе наших образовательных программ. Так они лучше понимаю ребят, их мышление и стиль жизни», – поделился опытом компании Дмитрий Волошин.

Советник мэра Москвы Алексей Комиссаров высказал точку зрения с позиции бизнеса. «Молодое поколение более подвижно и менее привязано. Поэтому с ними нужно расставаться так, чтобы они, покинув компанию, оставались ее посланниками и продвигали идеи и ценности. Нужно создавать им условия для создания собственного бизнеса в рамках компании, а также предоставлять возможность вернуться», – предложил представитель государственной власти.

Бизнесу не нужно удерживать молодежь, необходима миграция трудовых резервов, считает заместитель министра РФ по делам Крыма Елена Абрамова. «Молодые специалисты могут использовать знания для развития компании, полученные в другой организации, – это нормально». Замминистра также уточнила, что крымские студенты другие, это солнечные люди, открытые, эмоциональные, обладающие стремлением к самообразованию. Несмотря на различия, молодежь в республике сталкивается с теми же проблемами трудоустройства, что и студенты в остальных регионах Российской Федерации.

«Этому поколению придется чаще менять направление деятельности, поскольку жизнь не стоит на месте, – заявил замминистра образования и науки РФ Вениамин Каганов. – Те же изменения происходят и в системе образования. Ее модернизация – постоянный процесс, который не может остановиться».

Представитель ведомства отметил, что в сфере сейчас возникло множество проблем, которые можно решить консолидацией сил государства, общества и бизнеса. По его мнению, работодатели в силу текущей экономической ситуации не готовы к серьезной работе с системой образования, но расстояние между ними сократилось.

О важности информационной открытости рынка труда и кадрового резерва страны высказался председатель Наблюдательного совета Группы компаний АКИГ, член Попечительского совета РАНХиГС Виктор Толмачев.

«Помимо объективных факторов развития, реальных усилий, которые вкладываются и федеральным центром, и региональной властью, необходимо создавать условия для информирования потенциальных работодателей о состоянии и преимуществах кадрового резерва страны и использовать талант специалистов для стабильного развития государства».

Директор по развитию устойчивого бизнеса и корпоративным отношениям Unilever Россия, Ближний Восток, Северная Африка, Турция и Израиль Ирина Бахтина обратила внимание участников диалога на вопрос привлекательности у потребителей образа отечественных университетов: «Существует проблема восприятия имиджа российского образования как коррумпированной сферы. Для изменения стереотипа нужен ребрендинг. За десять лет количество выпускников в вузах сократилось вдвое, многие едут учиться на запад. Турция, например, активно пиарит себя как донора кадров в корпоративном секторе».

Вениамин Каганов считает, что для качественного устранения ряда проблем в образовательной системе России нужна новая кооперация: школа, вуз, работодатель, государство.

«Совместными усилиями власти, бизнеса, образовательных учреждений можно обеспечить развитие устойчивого будущего через кадры. Сложились хорошие условия для достижения успеха», – заключил модератор дискуссии Дмитрий Буташин.

«Лишние люди» в современном мире»

В ходе панельной дискуссии «Лишние люди» в современном мире» эксперты поговорили о глобальном рынке образования, развитии робототехники и автоматизации, которая «высвобождает» большое количество кадров. Модератор диалога директор направления «Молодые профессионалы» Агентства стратегических инициатив Дмитрий Песков задал вопрос о том, что делать с «лишними людьми» в этой ситуации и какие новые отрасли могут стать точками применения кадровых ресурсов в будущем. «Как только государство снимает нормативные обременения, которые оно само создало, люди, обслуживающие эти обременения, становятся ненужными», – сказал Дмитрий Песков. Экспертная дискуссия «Устойчивое развитие городов и территорий»

На экспертной дискуссии «Устойчивое развитие городов и территорий» состоялось обсуждение «умных домов» в России, стандартов «зеленого» строительства и задач снижения энергоемкости экономики. Модератором диалога выступила директор Института отраслевого менеджмента РАНХиГС Елена Иванкина.

Формирование экономики знаний в России: вузы, предприятия и институты

Участники круглого стола «Формирование экономики знаний в России: вузы, предприятия и институты» выработали эффективные способы взаимодействия высших учебных заведений с научно-исследовательскими институтами и бизнес-сообществом, в том числе для выполнения задач по развитию регионов России. Одним из модераторов круглого стола выступил директор Центра экономики знаний Института прикладных экономических исследований РАНХиГС Владимир Комаров.

Студенческая дискуссионная площадка «Happy Forum: счастливая страна – экономика для людей

В ходе работы студенческой дискуссионной площадка «Happy Forum: счастливая страна – экономика для людей» молодые лидеры – представители сообщества Global Shapers Всемирного экономического форума и Ассоциации экономических клубов России – вместе с ведущими экспертами в области экономики счастья сформулировали новое представление о том, что определяет уровень счастья общества. Модератором диалога выступил старший преподаватель Московского государственного института международных отношений (Университета) МИД России Павел Демидов.


Источник: Гайдаровский форум 2015

ГлавCправ. 2015

Интересная статья?
Президентская библиотека имени Бориса Николаевича Ельцина
профориентационный центр Вектор Информационный центр по атомной энергии в Санкт-Петербурге УКЦ «Профессиональный рост» ЦГПБ им. В.В. Маяковского
PRO Образование 2011