Томск

Раздел Высшее образование

Статьи

16.05.2011

Будущему инженеру важно окунуться в рабочую атмосферу

Нехватка квалифицированных технических специалистов в нашей стране ощущалась уже довольно давно, но открыто и на самом высоком уровне об этой проблеме заговорили только во время последнего мирового финансового кризиса. О том, как изменить сложившуюся ситуацию, рассказывает Сергей Юрьевич Страхов, декан факультета информационных и управляющих систем БГТУ «Военмех».

Страхов Сергей Юрьевич

Причин нехватки квалифицированных специалистов множество — это и недостаточное финансирование вузов, и их устаревшая материальная база, и популяризация гуманитарного образования в начале XXI века. На мой взгляд, для того чтобы переломить сложившуюся ситуацию необходимо выполнить ряд первостепенных задач. Одной из них является максимальное усиление взаимодействия между вузами и предприятиями, заинтересованными в молодых квалифицированных технических специалистах. Одним из направлений такого взаимодействия должно стать привлечение ключевых сотрудников предприятий к учебному процессу. к примеру, в «Военмехе» в качестве преподавателей привлекаются ведущие разработчики, конструкторы и руководители завода «Арсенал», ОАО «Авангард», НПО «Импульс», НПО «Меридиан», НПО «Аквамарин» и др. Раз в две недели они проводят занятия, передавая студентам свои бесценные знания, подкрепленные реальным трудовым опытом.

Еще одним направлением взаимодействия должна стать возможность прохождения студенческой практики на производстве, и даже работа по совместительству. Возможность окунуться в рабочую атмосферу, узнать все нюансы будущей профессии изнутри позволит решить одну из серьезных проблем — отстраненность выпускника вуза от предприятия и реального производственного процесса.

Я «за» работу по совместительству, конечно же, если это работа по специальности. Мы всегда идем навстречу нашим студентам в этом вопросе. Кроме того, в «Военмехе» существует отдел практики и содействия трудоустройству, который ведет тщательный мониторинг всех предложений о прохождении практики или о работе на профильных предприятиях.

Предприятия, заинтересованные в молодых квалифицированных кадрах должны помогать вузам и в обновлении материальной базы. Тут важно понять, что предоставление стендовых моделей, программного обеспечения, образцов оборудования, используемого на конкретном производстве выгодно в первую очередь самим предприятиям. Ведь это возможность познакомить будущего молодого специалиста со своим техническим оснащением. Таким образом, можно значительно сокращать время знакомства и вливания в рабочий процесс новоиспеченного выпускника вуза.

В «Военмехе», к примеру, есть целый ряд именных аудиторий наших предприятий-партнеров, в том числе и тех, о которых я уже упоминал выше. Эти аудитории оснащены самым современным оборудованием, что позволяет обучать студентов в ногу со временем и, что немало важно, повышает заинтересованность ребят.

Взаимодействие между вузами и предприятиями может выражаться и в повышении квалификации преподавателей вуза. Например, через привлечение профессорско-преподавательского состава к разработкам предприятий. Таким образом, опыт участия в передовых проектах, позволит преподавателю быть в курсе последних тенденций, подходов, методик в своей профессиональной сфере и он сможет их донести и до студентов.

В квалифицированных молодых специалистах заинтересованы, конечно же, не только вузы и предприятия, но и само государство. Поэтому еще одна первостепенная задача — это обеспечение на должном уровне поддержки государства. Она должна выражаться, прежде всего, в помощи в оснащении вуза. Важно помнить, что для обучения квалифицированного инженера требуется соответствующая материальная база и затраты на нее в разы больше, чем затраты на материальную базу необходимую для обучения студентов гуманитарного профиля. И, конечно же, государство должно обеспечить достойный уровень заработной платы преподавателей, чтобы они могли полностью сосредоточиться на преподавании, а не искать дополнительные источники заработка.

В последние годы государство не только привлекает внимание общественности и бизнеса к проблеме нехватки квалифицированных инженеров, но и, к примеру, расширяет возможности преподавателей по участию в научно-исследовательских работах, ведет большую работу по предоставлению грантов для преподавателей и студентов. Все это в конечном итоге способствует более качественной подготовке молодых кадров.

Есть и еще одна задача, выполнить которую по силам только всем нам вместе, — это мотивация ребят к получению профессии «инженер». Надо сделать так, чтобы у молодежи была уверенность в востребованности данной профессии, в достойном уровне дохода, в возможности профессионального роста. Без этого, пожалуй, качественного улучшения в сфере подготовки квалифицированных технических специалистов не произойдет.


ГлавCправ. 2011

Интересная статья?
Президентская библиотека имени Бориса Николаевича Ельцина
профориентационный центр Вектор Информационный центр по атомной энергии в Санкт-Петербурге УКЦ «Профессиональный рост» ЦГПБ им. В.В. Маяковского
PRO Образование 2011