Сыктывкар

Раздел Законодательство в образовании

Статьи

17.02.2011

Планы Минобрнауки: библиотеки, рейтинги и бизнес в вузах

На прошлой неделе, 4 февраля 2011 года, состоялась рабочая встреча председателя правительства России Владимира Путина с министром образования и науки РФ Андреем Фурсенко. Глава Минобрнауки рассказал о создании малых инновационных предприятий при вузах, мерах поддержки школьных библиотекарей и продвижении российского образования за рубежом.

Вместо стипендии — зарплата

На данный момент уже создано более 700 предприятий при вузах. Одновременно принят целый ряд новых законодательных инициатив, в частности, закон об упрощенном налогообложении малых предприятий, об упрощении предоставления интеллектуальной собственности (что очень важно для предприятий в области IT и фармацевтики). Кроме того, мы закончили согласование законопроекта о том, что этим предприятиям можно представлять аренду на бестендерной основе, то есть без конкурса, по условиям, которые будут согласованы с вузом. Я думаю, что эти шаги позволят более активно создавать предприятия.

Мы проанализировали, как студенты наших ведущих университетов участвуют в работе по заказу промышленности. В Самаре и Казани от 30 до 100 старшекурсников работают на малых предприятиях, получая зарплату около 6 000 рублей. Есть вузы, например, в Твери, где средняя зарплата — 15 тысяч. Очень важно, что практически во всех этих проектах создаются новые места для студентов и аспирантов.

Вы давали поручение обеспечить повышение денежной поддержки и студентов, и аспирантов, но молодые ребята сегодня ставят вопрос не о том, что нужно увеличить стипендию, хотя в этом они тоже заинтересованы. Надо создать условия, чтобы они могли зарабатывать именно по своей специальности.

Школа начинается с библиотеки

Полтора года назад эта проблема уже обсуждалась. Тогда мы предлагали ввести такую квалификационную должность, как библиотекарь-педагог. Минздравсоцразвития нам возражал, это было связано со структурой должностей, а также с тем, как они считали, что это не изменит положение библиотекарей кардинальным образом.

С тех пор ситуация изменилась, в том числе из-за 83-го закона. Переход на новую систему финансирования и требования, чтобы преподавательский состав составлял большую часть работников, привели к тому, что в ряде школ начали сокращать должность библиотекарей. Это абсолютно не продуктивно.

В новых стандартах, которые мы постепенно принимаем, есть требования к организации образовательного процесса: во-первых, это существование школьной библиотеки, во-вторых, активная работа по информационному обеспечению школьного процесса и по «продвижению книги в жизнь школьников». Если мы введем должность «библиотекарь-педагог», это позволит изменить отношение к библиотекарю как представителю учительского состава и получать те же льготы, которые получают педагоги.

Свой среди чужих…

Раньше ситуация с признанием в России зарубежных дипломов была такая: мы принимали студентов исключительно на взаимной основе, причем не на уровне вузов, а на уровне стран. Тут возникали проблемы, потому что качество вузов разное и у нас, и в других странах. В тех же США далеко не все вузы одинаково хорошие.

Мы сейчас готовим законопроект, который предлагает признавать дипломы ведущих вузов в одностороннем порядке. Правительство будет определять такие вузы, основываясь на нескольких всемирно признанных рейтингах. Помимо них, мы сейчас начали совместную работу с уважаемыми ассоциациями ведущих вузов Соединенных Штатов Америки, Китая и стран Европы. Если такое взаимодействие будет налажено, мы сможем договориться, чтобы дипломы наших ведущих вузов тоже принимались в этих странах.

Конечно, западные рейтинги вузов — это инструмент повышения конкурентоспособности. Мы должны создать и свою объективную методику оценки качества высшего образования.


ГлавCправ. 2011

Интересная статья?
Президентская библиотека имени Бориса Николаевича Ельцина
профориентационный центр Вектор Информационный центр по атомной энергии в Санкт-Петербурге УКЦ «Профессиональный рост» ЦГПБ им. В.В. Маяковского
PRO Образование 2011