Оренбург

Раздел Высшее образование

Статьи

12.08.2010

Сервисные вузы страны — объединяйтесь!

Семь крупнейших сервисных вузов России разработали принципиально новую для нашей страны концепцию: создание сетевого университета. Свои силы объединили лучшие учебные заведения в этой отрасли: это вузы Петербурга, Владивостока, Омска, Тольятти, Уфы, Шахт и Сочи. СПбГУСЭ стал главной базой этого проекта. В объединенном университете обучаются 106 тысяч студентов и работают свыше пяти тысяч преподавателей.

Консорциумы уже давно и успешно функционируют в европейских странах, но у нас эта модель до сих пор не была реализована. О том, какую пользу может принести эта система, и для чего она вообще создавалась рассказал ректор СПбГУСЭ доктор экономических наук, профессор Александр Дмитриевич Викторов.

Александр Дмитриевич Викторов

Новое явление — «консорциум»

Корр: Сетевой университет — явление, новое для российского образования. Как возникла идея его создания?

Александр Викторов: Пока мы — единственный в России проект сетевого университета. Сама по себе эта идея не новая, на Западе подобные консорциумы создаются довольно часто, иногда с долгосрочными перспективами, иногда — для решения конкретных задач. Там это очень распространенное явление.

В нашей стране совсем недавно был принят закон о консорциумах, представляющих собой некое неюридическое лицо, объединяющее юридические лица для реализации совместных планов и целей.

Такая потребность возникла в связи с тем, что сейчас российское высшее образование (да и не только высшее), вступило в очень необычную для себя фазу. Сравните: если раньше вузы были «нарасхват», было много абитуриентов и высокие требования к поступающим, то сейчас ситуация изменилась. Абитуриентов все меньше и меньше, и, соответственно, запросы вузов снижаются. Эти непростые процессы приводят к тому, что в государстве назрела серьезная проблема высшего профессионального образования.

В этой ситуации старейшие специализированные вузы сервиса (а их в стране всего восемь) начали своими силами решать проблему. Ректоры семи университетов собрались по собственной инициативе в июне прошлого года с целью создания особого консорциума для того, чтобы согласованно решать целый ряд задач. Эти задачи очень простые с точки зрения идеи, но не с точки зрения реализации.

В первую очередь мы стремимся обеспечить высокое качество образования. Это не пустые слова, мы действительно серьезно работаем над этим. Кто плохо учит, тот, в конце концов, погибнет в условиях нехватки абитуриентов. Абитуриент, естественно, пойдет туда, где учат хорошо.

Корр: Почему базой для создания такого учебного заведения стал именно СПбГУСЭ?

Викторов: Трудно сказать. Сначала появилась простая идея: в условиях масштабной модернизации образования каждый серьезный вуз должен найти свое место.

Сейчас у нас появились новые статусы вузов: национальные исследовательские университеты, федеральные университеты и два вуза особого статуса — МГУ и СПбГУ. Вузы сервиса не подходят ни под один из критериев их формирования. Это не недостаток таких университетов, все дело, как мне кажется, в наборе параметров, по которым проводятся отборочные конкурсы.

Например, вузам сервиса не стать НИУ, потому что отбор проходил по пяти приоритетным направлениям, и сервиса, к сожалению, там не было.

В какой-то степени генератором идеи был я. Когда я пришел в СПбГУСЭ в качестве ректора, мне необходимо было, как новому лицу в вузе, провозгласить какую-то «глобальную идею» и сделать так, чтобы коллектив ей последовал. В самом деле, не могли же мы опустить руки только из-за того, что не проходили по конкурсу!

От нас пошла инициатива о создании сообщества, которое имело бы особый статус. Идея консорциума обсуждалась с министром образования, который публично заявил, что он очень поддерживает эту идею, и готов ее развивать, с его заместителем, а также в департаментах. В итоге, при участии Минобрнауки полностью выкристаллизовался и сформировался план создания и развития сетевого университета. Признаться, меня даже несколько удивило, что проект оказался настолько живучим и быстроразвивающимся.

Три задачи сетевого университета

Корр: Каковы основные цели и задачи сетевого университета?

Викторов: В первую очередь, необходимо дать студентам возможность обучаться в любом вузе, входящем в консорциум, по мере прохождения его от курса к курсу.

Следующее — повысить конкурентоспособность каждого университета на общероссийском и мировом рынке образовательных услуг. В нашей стране это очень важно по следующим причинам: всем крупным вузам сервиса примерно по сорок лет, они сохранили свою самобытность и хорошие педагогические коллективы с самого основания. Однако за последние 5-6 лет появилась масса учебных заведений, которые также стали готовить специалистов в сфере сервиса. Как ни крути, а происходит размывание сообщества, причем в ущерб качеству. Поэтому необходимо, чтобы специализированные вузы сервиса были более конкурентоспособны по отношению к другим университетам, которые хотят готовить специалистов по этим специальностям.

По предложению заместителя министра мы будем формировать единую Государственную аттестационную комиссию с ее подразделениями в городах. Будут общие критерии оценки выпускных работ.

Проректоры по направлениям сформировали свои координационные советы, которые должны действовать согласованно и обеспечивать нормальное развитие всех программ. К примеру, проректоры по учебной работе занимаются академической мобильностью. Вот уже сейчас в Петербурге проходят практику студенты из Омска. Наши студенты со следующего семестра также поедут в другие вузы сетевого университета.

Объединились проректоры по международной и учебной работе с тем, чтобы обеспечить академическую мобильность студентов с зарубежными вузами-партнерами. Например, в нашем университете больше всего представлено соглашений с вузами-партнерами из Европы о подготовке специалистов по схеме двух дипломов.

Но главное — мы готовы предоставить площадку своих возможностей для других вузов, входящих в сетевой университет.

Корр: Какие у вас планы на ближайшее будущее? Что еще предстоит сделать?

Викторов: Следующие год-два будет вестись серьезная разработка нормативных документов для того чтобы опыт сетевого университета можно было тиражировать, уже имея базу определенную базу. Это совершенно необходимо, ведь на сегодняшний день в ФЗ «О высшем и послевузовском образовании» проект сетевого университета никак не описан.

До первого сентября мы должны представить в Минобрнауки проект присвоения сетевому университету статуса Федеральной инновационной площадки. В нем будет представлена программа по отработке и созданию сетевого университета. Это задача ближайших двух-трех недель.

Для этого проекта разработаны особые институциональные и проектные показатели. Что касается институциональных показателей, то мы должны предложить правительству типовое положение о сетевых университетах. Оно должно найти подкрепление в виде постановления РФ. Затем необходимо разработать типовое положение об органах управления сетевым университетом, об академической мобильности.

Если говорить о проектных показателях, то, в первую очередь, упомянем графики обеспечения мобильности студентов: не менее 20% учащихся должны получить возможность учиться в вузах-партнерах в ближайшие три года. Это довольно большая цифра.

В наших планах обеспечить академическую мобильность не только студентов, но и преподавателей. Лучшие из них уже в следующем году будут читать лекции во Владивостоке.

Корр: В ситуации такой высокой академической мобильности, как решаются материальные вопросы, вопрос с жильем?

Викторов: Эти задачи сейчас практически решены. Будет использована материальная база вузов. Но если бы мы не объединились, то это было бы практически невозможной задачей.

Сейчас планируется работать по старому советскому принципу квот, чтобы не устраивать расчеты между вузами. Допустим, из одного вуза приезжает к нам сто студентов. Значит, и мы отправляем туда столько же.

Аналогичным будет решение вопроса с преподавателями и их оплатой труда.

Корр: Какие изменения произошли во внутренней работе СПбГУСЭ?

Викторов: Начну с того, что в России образовательные стандарты достаточно унифицированы. Однако, для того, чтобы, к примеру, организовать ту же академическую мобильность, нужно, чтобы программы университетов были согласованы и стандартизированы. При этом полная унификация тоже не годится, каждый вуз должен иметь свою «изюминку». Над этим мы сейчас активно работаем: проректоры вузов встречаются, договариваются и унифицируют отдельные блоки, с тем, чтобы они могли стыковаться.

Естественно, взгляд стороннего наблюдателя очень мобилизует. Это как в быту: когда ждешь гостей — делаешь уборку. Поэтому, поскольку совет консорциума часто собирается для обсуждений, то СПбГУСЭ всегда держит себя в форме, стараясь сохранять высокую планку.

Кадры для Олимпиады

Корр: Сетевой университет — проект краткосрочный или рассчитан на длительную работу?

Викторов: Мы надеемся дальше развивать этот проект. Статус нам может быть присвоен до 2015 года, но его могут и продлить. Пока на этом отрезке взяты самые существенные задачи (так называемые реперные точки), решение которых требует усилий не одного университета, а нескольких.

Ближайшее важное событие — саммит АТЭС во Владивостоке, и там не справиться одному вузу. Нужно решить очень много вопросов, связанных с обслуживанием и сервисом участников совещания, с волонтерским движением.

Вторая реперная точка — Универсиада в Казани в 2013 году, следующая — 2014 год, Олимпиада в Сочи.

Это не окончательный вариант направлений подготовки, возможно, появятся новые задачи: к примеру, мы подали заявку на Чемпионат мира по футболу.

Словом, это лишь небольшая иллюстрация, потенциал проекта очень велик. Это мировое движение, мировая тенденция, а не чисто российское явление. В Европе для повышения конкурентоспособности университета постоянно формируются подобные комплексы.

Корр: Что вы можете сказать по итогам приемной кампании? Какие абитуриенты пришли к вам, заинтересовавшись проектом?

Викторов: В этом году приемная кампания прошла значительно спокойнее, чем в прошлом. Наше население успело адаптироваться к стопроцентному ЕГЭ, поэтому коллизий практически не было.

Я горжусь тем, что мы оказались единственным экономическим вузом Санкт-Петербурга, который закончил прием на бюджетные места в первую волну. Приказы о зачислении были подписаны 5 августа, и ни одного бюджетного места в СПбГУСЭ не осталось. Все остальные экономические вузы ушли на вторую волну, потому что не хватило оригиналов документов. У нас на 300 бюджетных мест было около 1 300 оригиналов.

Главное отличие абитуриента этого года от прошлого — более высокий балл ЕГЭ. Минимальный проходной балл по конкурсу на сервисные специальности составил 196 баллов по сумме трех экзаменов. Это высокий показатель. Конечно, цыплят по осени считают — начнется учеба, и все станет видно. Но вроде бы ребята сильные.

Хотя поначалу абитуриентов не хватало, весь год приемная комиссия и пресс-служба занимались агитационной кампанией, демонстрировали плюсы обучения в нашем университете, не утаивая минусов. Сейчас у нас достаточно людей и на контрактной форме обучения.

Примечательно, что в магистратуру поступили не только выпускники нашего вуза, но и других университетов России и даже из-за рубежа.

В целом, для нас это очень успешный год и я доволен результатами работы.


Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики

ГлавСправ. 2010

Интересная статья?
Президентская библиотека имени Бориса Николаевича Ельцина
профориентационный центр Вектор Информационный центр по атомной энергии в Санкт-Петербурге УКЦ «Профессиональный рост» ЦГПБ им. В.В. Маяковского
PRO Образование 2011