Майкоп

Раздел

Статьи

13.12.2018

Итоговое сочинение 2019 - критерии оценки

Для выпускников 2019 года написание итогового сочинения (изложения) является обязательным этапом завершения среднего образования и рассматривается как допуск к государственной итоговой аттестации. Результатом итогового сочинения или изложения будет «зачет» или «незачет». К сдаче единого государственного экзамена (ЕГЭ) и государственного выпускного экзамена (ГВЭ) будут допускаться только выпускники, получившие «зачет».

Итоговое изложение вместо сочинения вправе писать только обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья или дети-инвалиды и инвалиды.

Те, кто не смог участвовать в написании итогового сочинения 5 декабря, смогут написать его 6 февраля 2019 г. или 8 мая 2019 г.

Итоговое сочинение по желанию могут писать и выпускники прошлых лет для представления его результатов при поступлении в вузы.

Время написания – 3 часа 55 минут.

Выпускнику разрешается пользоваться орфографическим словарём.

В рамках открытых направлений тем итогового сочинения разрабатываются конкретные темы итогового сочинения (подбираются тексты изложений) для каждого часового пояса отдельно. Конкретные темы итогового сочинения (тексты изложений) доставляются в органы управления образованием на местах в день проведения итогового сочинения (изложения).

Экзаменационный комплект будет включать 5 тем сочинений из закрытого перечня (по одной теме на каждое общее тематическое направление).

Проверяют сочинения (изложения) Комиссии образовательных организаций или экспертные комиссии, созданные на муниципальном/региональном уровне.

Основные требования

К проверке по критериям оценивания допускаются итоговые сочинения, соответствующие установленным требованиям:

1. «Объем итогового сочинения»

Рекомендуемое количество слов – от 350. Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается.

Если в сочинении менее 250 слов (в подсчет включаются все слова, в том числе и служебные), то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 1 и «незачет» за работу в целом (такое сочинение не проверяется по критериям оценивания).

2. «Самостоятельность написания итогового сочинения»

Итоговое сочинение выполняется самостоятельно. Не допускается списывание сочинения (фрагментов сочинения) из какого-либо источника или воспроизведение по памяти чужого текста (работа другого участника, текст, опубликованный в бумажном и (или) электронном виде, и др.).

Допускается прямое или косвенное цитирование с обязательной ссылкой на источник (ссылка дается в свободной форме). Объем цитирования не должен превышать объем собственного текста участника.

Если сочинение признано несамостоятельным, то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 2 и «незачет» за работу в целом (такое сочинение не проверяется по критериям оценивания).

Критерии оценивания

Итоговое сочинение, соответствующее установленным требованиям, оценивается по пяти критериям:

1. «Соответствие теме»

2. «Аргументация. Привлечение литературного материала»

3. «Композиция и логика рассуждения»

4. «Качество письменной речи»

5. «Грамотность».

При этом, критерии «Соответствие теме» и «Аргументация. Привлечение литературного материала» являются основными.

Для получения «зачета» за итоговое сочинение необходимо получить «зачет» по этим критериям. Выставление «незачета» по одному из этих критериев автоматически ведет к «незачету» за работу в целом, а также дополнительно необходим «зачет» по одному из других критериев.

Критерий № 1 «Соответствие теме»

Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения. Участник должен рассуждать на предложенную тему, выбрав путь ее раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой и т.п.).

«Незачет» ставится только в случае, если сочинение не соответствует теме или в нем не прослеживается конкретной цели высказывания, то есть коммуникативного замысла.

Во всех остальных случаях выставляется «зачет».

Критерий № 2 «Аргументация. Привлечение литературного материала»

Данный критерий нацеливает на проверку умения строить рассуждение, доказывать свою позицию, подкрепляя аргументы примерами из литературного материала. Можно привлекать художественные произведения, дневники, мемуары, публицистику, произведения устного народного творчества (за исключением малых жанров), другие источники отечественной или мировой литературы (достаточно опоры на один текст).

«Незачет» ставится при условии, если сочинение написано без опоры на литературный материал, или в нем существенно искажено содержание выбранного текста, или литературный материал лишь упоминается в работе (аргументы примерами не подкрепляются).

Во всех остальных случаях выставляется «зачет».

Критерий № 3 «Композиция и логика рассуждения»

Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему. Участник должен выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами.

«Незачет» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного, или отсутствует тезисно-доказательная часть.

Во всех остальных случаях выставляется «зачет».

Критерий № 4 «Качество письменной речи» Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения. Участник должен точно выражать мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употреблять термины.

«Незачет» ставится при условии, если низкое качество речи (в том числе речевые ошибки) существенно затрудняет понимание смысла сочинения.

Во всех остальных случаях выставляется «зачет».

Критерий № 5 «Грамотность»

Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника.

«Незачет» ставится при условии, если на 100 слов приходится в сумме более пяти ошибок: грамматических, орфографических, пунктуационных.

Выпускнику разрешается пользоваться орфографическим словарём.

Для получения «зачета» необходимо иметь положительный результат по трем критериям (по критериям № 1 и № 2 – в обязательном порядке) и выполнить следующие условия: выдержать объем итогового сочинения (не менее 250 слов) и написать работу самостоятельно (сочинение не должно быть списано из какого-либо источника).

Начисление баллов

Критерии

Баллы

1. Соответствие теме

  • Участник раскрывает тему сочинения или в той или иной форме рассуждает на предложенную тему, выбрав убедительный путь ее раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой и т.п.), коммуникативный замысел сочинения выражен ясно
  • Участник поверхностно рассуждает на предложенную тему или рассуждает на тему, близкую к предложенной, коммуникативный замысел сочинения прослеживается
  • Сочинение не соответствует теме, и/или коммуникативный замысел сочинения не прослеживается

 

2

 

 

 

1

 

0

  1. Аргументация. Привлечение литературного материала
  • Участник при раскрытии темы сочинения строит рассуждение, доказывает свою позицию, подкрепляя аргументы примерами из литературного материала, привлекая художественные произведения, дневники, мемуары, публицистику, произведения устного народного творчества (за исключением малых жанров), другие источники отечественной или мировой литературы (достаточно опоры на один текст); выбор литературного произведения и аспекты его анализа соответствуют формулировке темы;                                                                         - допущено не более 1 фактической ошибки, связанной со знанием литературного материала (ошибка в написании автора и названия произведения, имен персонажей и топонимов произведения, в изложении сюжетной линии, литературных и исторических фактов и т.п.)
  • Участник строит рассуждение, доказывает свою позицию, подкрепляя аргументы примерами из литературного материала, но ограничивается общими высказываниями по поводу привлеченного текста (ов),                                                                                                     - и/или привлекает литературный материал не вполне уместно с точки зрения выбранной темы,                                                                      - и/или ограничивается простым пересказом произведения, и/или допущено 2–4 фактические ошибки, связанные со знанием литературного материала
  • Сочинение написано без опоры на литературный материал или в сочинении существенно искажено содержание выбранного текста,                 - или литературный материал лишь упоминается в работе (аргументы не подкрепляются примерами из текста, не становятся опорой для рассуждения),                                                                                                                - и/или сочинение содержит 5 и более фактических ошибок, связанных со знанием литературного материала

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

0

  1. Композиция
  • Сочинение отличается композиционной цельностью, логичностью изложения мыслей и соразмерностью частей, внутри смысловых частей нет нарушений последовательности и необоснованных повторов мысли.       
  • Сочинение отличается композиционной цельностью, его части логически связаны между собой, но внутри смысловых частей есть не более 2 нарушений последовательности и необоснованные повторы мысли,                                                                                                                            - и/или в сочинении прослеживается композиционный замысел, но есть не более 2 нарушений композиционной связи между смысловыми частями, и/или мысль не развивается.
  • Логические нарушения мешают пониманию смысла написанного, или отсутствует тезисно-доказательная часть

 

2

 

      1

 

 

      0

  1. Качество речи
  • Сочинение характеризуется точностью выражения мысли, использованием разнообразной лексики и различных грамматических конструкций, уместным употреблением терминов
  • Сочинение характеризуется точностью выражения мысли, но прослеживается однообразие грамматического строя речи
  • Низкое качество речи существенно затрудняет понимание смысла, - и/ или сочинение отличается бедностью словаря и однообразием грамматического строя речи

 

2

 

      1

0

  1. Оригинальность сочинения
  • Сочинение характеризуется творческим, нестандартным подходом к раскрытию темы (присутствуют интересные мысли, или неожиданные и вместе с тем убедительные аргументы, или оригинальные наблюдения и проч.) или яркостью стиля
  • В сочинении не продемонстрирован творческий, нестандартный подход, оригинальность стиля

 

1

 

       0

  1. Речевые нормы
  • Речевых ошибок нет, или допущено 1–2 речевые ошибки
  • Допущено 3–4 речевые ошибки
  • Допущено 5 и более речевых ошибок

2

1

0

  1. Орфографические нормы
  • Орфографических ошибок нет, или допущена 1 ошибка
  • Допущено 2–3 орфографические ошибки
  • Допущено 4–5 орфографических ошибок

3

2

1

  1. Пунктуационные нормы
  • Пунктуационных ошибок нет, или допущена 1 ошибка
  • Допущено 2–3 пунктуационные ошибки 
  • Допущено 4–5 пунктуационных ошибок
  • Допущено более 5 пунктуационных ошибок

3

2

1

0

  1. Грамматические нормы
  • Грамматических ошибок нет, или допущена 1 грамматическая ошибка
  • Допущено 2–3 грамматические ошибки
  • Допущено 4 и более грамматических ошибок

2

1

0

  1. Фактическая точность в фоновом (не литературном) материале
  • Фактические ошибки отсутствуют
  • Допущены фактические ошибки (1 и более) в фоновом материале

1

0

Максимальный балл

20

Перевод баллов в десятибалльную шкалу

Первичный балл

Отметка по десятибалльной системе

0 - 4

0

5-6

1

7-8

2

9-10

3

11-12

4

13-14

5

15-16

6

17

7

18

8

19

9

20

10


Приложение 4 к письму Рособрнадзора от 23.10.2018 № 10-875
ГлавCправ. 2018

Интересная статья?
Президентская библиотека имени Бориса Николаевича Ельцина
профориентационный центр Вектор Информационный центр по атомной энергии в Санкт-Петербурге УКЦ «Профессиональный рост» ЦГПБ им. В.В. Маяковского
PRO Образование 2011