Липецк

Раздел Профориентация. Образовательный и карьерный маршрут

Статьи

02.09.2015

Востребованные специальности ВПО

«Инженерное образование сегодня – один из приоритетов государственной политики в образовательной сфере, отражающий необходимость технологического перевооружения российских производств и создания соответствующего кадрового обеспечения промышленности», - руководитель Минобрнауки Д.В. Ливанов.


В соответствии с новым стандартом, во всех школах, начиная с 5-го класса, будут проводить в плановом режиме мероприятия по профориентации учеников. Предусмотрены такие формы, как ярмарки профессий, диагностика школьников, выбор учениками наиболее им комфортного типа деятельности (человек-человек, человек-техника и т.д.), знакомство с производствами, кратким описанием существующих профессий и пр. ГлавСправ разработал Каталог востребованных профессий Высшего профессионального образования.

Для того, чтобы выпускники могли заранее сориентироваться в выборе будущей профессии, ранжирование направлений обучения привязано к профориентационному тесту Климова. После прохождения теста, определите к какому типу вы относитесь, и по результатам теста найдите в Каталоге «Востребованные профессии ВПО» подходящие вам направления обучения. Вы сможете оценить его перспективы в будущем, узнать в каких вузах страны можно получить нужное образование, и получить «карьерную» подсказку - где вы сможете работать.

В этом году среди абитуриентов пользовались спросом медицинские, технические и педагогические направления обучения. ГлавСправ в Каталоге востребованных специальностей делает акцент на инженерные специальности, полагая, что абитуриенты неплохо понимают, что представляют собой педагогические и медицинские специальности – каждый учился в школе, некоторые бывали и в вузах (на курсах подготовки к ЕГЭ), и уж конечно не раз сталкивались с врачами и медициной. А вот инженерные специальности обычно остаются «за кадром».

Мы постоянно пользуемся результатом деятельности этих специалистов – живем в комфортных домах, добираемся домой на метро, звоним друг другу по мобильным телефонам и проживаем в интернете и социальных сетях виртуальную жизнь, а вот кто все это спроектировал, рассчитал, организовал и построил старшеклассники представляют слабо.

Не может быть престижным то, что неясно и едва знакомо. Делая акцент на инженерных направлениях обучения в этом Каталоге, ГлавСправ надеется внести свой вклад в повышение популярности необходимых российской экономике инженерных профессий.

Президент РФ В.В. Путин еще в начале 2015 года призвал "организовать подготовку инженеров в сильных вузах, имеющих прочные связи с промышленностью, и лучше, конечно, в своих регионах».

Сейчас уже прошла Приемная компания в вузы России на 2015/16 учебный год. «Можно сказать с уверенностью, что приемная кампания прошла успешно. 7 августа ректоры всех высших учебных заведений подписали приказы о зачислении на первый курс, - отметил председатель Комитета по науке и высшей школе Санкт-Петербурга Андрей Максимов, - впервые за последние годы большим спросом стали пользоваться технические и педагогические вузы. Вырос конкурс на специальности «Электроника и нанотехнологии», «Электроэнергетика и электротехника», «Машиностроение» и «Химическая технология», а также на направления подготовки, связанные с нефтяной промышленностью».

    Министерство образования и науки РФ на протяжении последних трех лет проводит поступательную политику по развитию качества инженерного образования. Проект министерства «Развитие инженерного образования», целью которого является обеспечение подготовки высококвалифицированных инженерных кадров, востребованных на рынке труда, реализуется по трем направлениям:
  • повышение престижа инженерных направлений подготовки и специальностей;
  • модернизация содержания инженерного образования;
  • определение оптимальных объемов и структуры подготовки инженерных кадров, основанных на привлечении ключевых работодателей к процессу формирования контрольных цифр приема граждан.

Для достижения этих целей создан координационный совет «Инженерное дело, технологии и технические науки», объединяющий руководителей ведущих технических вузов (от Санкт-Петербурга – А.И. Рудской, ректор Санкт-Петербургского Политехнического университета Петра Великого) и представителей работодателей. Координационный совет может стать источником системных преобразований в инженерном образовании.

    Так, уже сейчас:
  • в вузах внедрены практико-ориентированные образовательные программы (программы прикладного бакалавриата), специфика которых заключается в проведении значительной доли обучения на площадках предприятий и подготовка специалистов, владеющих наряду с фундаментальными знаниями обладают квалификацией для работы со сложными технологиями;
  • разрабатывается концепция технологической (инженерной) магистратуры, а также организационные модели по созданию сетевых программ технологической магистратуры;
  • предложены новые принципы распределения контрольных цифр приема, которые позволяют учесть потребности регионов и отраслей в подготовке кадров;
  • определены центры ответственности, формирующие политику по определению объемов и структуры подготовки по закрепленным направлениям подготовки и специальностям, отраслевые министерства, а также крупнейшие работодатели и их объединения;
  • государственный заказ по инженерным направлениям подготовки и специальностям вырос в 2015 году на 9,8%. При этом увеличено количество бюджетных мест по востребованным в регионах направлениям подготовки и специальностям.

Среди мероприятий в рамках проекта «Развитие инженерного образования», Минобрнауки проводятся олимпиады и конкурсы среди школьников в области инженерии. Начиная с 1 сентября 2015 года выделено 5 000 грантов Президента Российской Федерации для студентов очной формы обучения образовательных организаций высшего образования из числа одаренных детей, проявивших склонности к техническому и гуманитарному творчеству, изобретательству в размере 20 000 рублей ежемесячно.


ГлавСправ 2015

Интересная статья?
Президентская библиотека имени Бориса Николаевича Ельцина
профориентационный центр Вектор Информационный центр по атомной энергии в Санкт-Петербурге УКЦ «Профессиональный рост» ЦГПБ им. В.В. Маяковского
PRO Образование 2011