Химки

Раздел

Досье по предметам


Мнение учителей и преподавателей

Венцеславов Артур Эдуардович
шк. № 183 с углубленным изучением иностранных языков Центрального р-на:

— К подготовке к ЕГЭ нужно подходить очень серьезно, желательно за два года до выпускного, то есть с десятого класса. Эти два года по программе соответствуют материалам ЕГЭ, поэтому обязательно нужно начинать постепенную подготовку.

Варианты КИМ по всем общеобразовательным предметам (кроме литературы и иностранного языка) включают в себя задания различных типов. На что обратить внимание при подготовке к каждому типу КИМ?

— В части А и В необходимо выучить понятия, персоналии, даты — если их не знаешь, то правильно не ответишь. В части С, помимо этого, нужно выработать навык правильного написания развернутого и логически выстроенного ответа. Чтобы текст не получился примитивным, сумбурным, непонятным, надо уметь правильно расписать ответ.

Какие «подводные камни», общие затруднения вы обнаружили в вопросах по ЕГЭ? С чем это связано?

— Часть A позволяет школьнику расставлять ответы наугад и при известной доле удачи можно попасть в точку и даже получить неплохие баллы. Однако я ни в коем случае не рекомендовал бы всецело полагаться на везение, тем более что задания частей В и С не позволят этого: здесь важно знать информацию и уметь ею пользоваться.

Какие нюансы сделают ответ полнее, то есть дадут дополнительный балл при прочих равных условиях по вашему предмету?

— Это, безусловно, умение школьника воспользоваться своими знаниями, проявить свою эрудицию.

Как Вы настраиваете своих учеников, чтобы атмосфера волнения не снизила количество правильных ответов?

— Я бы не сказал, что моим ученикам это необходимо — они особо и не волнуются. Наверное, потому что предметы мои выбирают сознательно, потому что любят их и понимают.

Какие учебники Вы считаете оптимальными для подготовки к этому предмету? Формат ЕГЭ «совместим» со всеми учебниками программы средней школы или нет? Есть какие-то общие рекомендации?

— Фактически, школьная программа почти полностью дает материал ЕГЭ, по крайней мере, могу утверждать это по своим предметам — история и обществознание. Те авторы, которые составляют учебную программу, учебники, разрабатывают и КИМы ЕГЭ. Они опираются при составлении заданий на свои же пособия. Но, в общем, было бы полезно также полистать дополнительные пособия, особенно не школьные, а для поступающих в вузы, что-то выучить оттуда.

Необходимы ли в подготовке к ЕГЭ специальные курсы или репетиторы?

— Могу сказать откровенно: я уже не первый год подряд интересуюсь, на какие курсы ходят мои дети, чему они там учатся, и знаю, что преподаватели вузов, очень знающие люди, в основном проводят только лекции, и объясняют материал. Однако никто не рассказывает, как выполнять задания ЕГЭ и особенно часть С, где просто необходимы примеры, анализ и т. д.

Также, очень многие мои ученики ходили на курсы, и проходили учебную программу не полностью. Например, в то время, когда они должны были уже проходить советский период России, то есть XX век, они еще «застряли» кто на Петре I, а кто и на Иване Грозном. Когда я спрашивал, когда же они будут изучать XX век, откуда фактически больше всего заданий ЕГЭ, они говорили, что этот материал отведен на самостоятельное изучение. Словом, я пока не вижу хорошего результата от этих курсов.

Ваше мнение, ЕГЭ — объективная оценка знаний, полученных учеником за 10 лет в школе?

— В целом, ЕГЭ является объективным инструментом для оценки качества знаний, но многое в нем нужно исправить. Например, сделать поменьше заданий в части A, и, напротив, увеличить часть В.


Федоров Олег Петрович
Северный международный университет:

Как в целом нужно подходить к подготовке к ЕГЭ?

— ЕГЭ по истории — очень непростой экзамен. Многие считают, что можно все зазубрить — даты, имена, и успешно сдать экзамен, но это не так. Необходима очень тщательная подготовка, суть которой — не в запоминании, а в понимании.

Варианты КИМ по всем общеобразовательным предметам (кроме литературы и иностранного языка) включают в себя задания различных типов. На что обратить внимание при подготовке к каждому типу КИМ?

— Главная проблема нынешних школьников — это неумение работать с источниками информации при подготовке. Кроме того, ребята не научены обосновывать свой ответ, аргументировать его.

Нужно развивать свои мыслительные, логические способности: это необходимо для решения аналитических, зачастую спорных задач части С. В ней очень важны точные, конкретные формулировки. За правильный, но расплывчатый ответ баллы могут быть снижены.

Что касается частей А и В, то тут все проще: нужно прорешать как можно больше заданий, аналогичных заданиям ЕГЭ, в специальных сборниках.

Какие «подводные камни», общие затруднения вы обнаружили в вопросах по ЕГЭ? С чем это связано?

— «Подводные камни» заключаются не в вопросах, а в организации экзамена. Время на нем ограничено, и школьники зачастую не могут правильно распределить свое время.

Также объем информации, которую нужно изучить при подготовке, слишком велик. Это все невозможно запомнить просто физически — бесчисленное множество дат, имен и т. д.

Какие нюансы сделают ответ полнее, то есть дадут дополнительный балл при прочих равных условиях по вашему предмету?

— Умение рассуждать и аргументировать свои слова, эрудированность. Это — самые крупные козыри в руках школьников. Я всегда говорю им больше читать, смотреть новости, общаться с интересными людьми — словом, подмечать, что происходит вокруг.

Как Вы настраиваете своих учеников, чтобы атмосфера волнения не снизила количество правильных ответов?

— Даю им знания. Они не волнуются, потому что обладают хорошим багажом, и, следовательно, уверены в своих силах.

Какие учебники Вы считаете оптимальными для подготовки к этому предмету? Формат ЕГЭ «совместим» со всеми учебниками программы средней школы или нет? Есть какие-то общие рекомендации?

— Важно при подготовке использовать не один, а несколько источников информации. Школьные учебники, в принципе, использовать можно, но там слишком много сведений, которые запоминать не нужно — они будут отвлекать. Лучше выбрать несколько качественных пособий по истории, справочников.

Необходимы ли в подготовке к ЕГЭ специальные курсы или репетиторы?

— Не надо надеяться, что 2-3 месяца вы хорошо сможете подготовиться к экзамену. Повторюсь, здесь нельзя ничего зазубрить — нужно многое прочитать, понять. Профессиональный репетитор поможет правильно скоординировать учебную деятельность, знает, на чем расставить акценты. Думаю, история как раз тот предмет, где он может помочь — главное, чтобы репетиор был знатоком своего дела. Такого лучше искать по рекомендации.

Ваше мнение, ЕГЭ — объективная оценка знаний, полученных учеником за 10 лет в школе?

— Сама идея тестирования мне несколько претит, но традиционные формы экзаменов себя тоже изжили. Время покажет. Пока не хотелось бы делать громких заявлений.

Полезная информация?
Президентская библиотека имени Бориса Николаевича Ельцина
профориентационный центр Вектор Информационный центр по атомной энергии в Санкт-Петербурге УКЦ «Профессиональный рост» ЦГПБ им. В.В. Маяковского
PRO Образование 2011