Екатеринбург

Раздел Законодательство в образовании

Статьи

25.11.2014

Как оценить качество образования?

Качество профессионального образования – понятие не однозначное. По результатам соцопоса около треть россиян уверены, что если выпускник востребован государством, то образование его качественное, 5-10% участников опроса считают главным показателем успешного обучение востребованность специалистов отраслевыми предприятиями, а некоторые уповают на общественное мнение (1-3%). И самая поразительная цифра – 69-57 % респондентов считают самым важным в этом вопросе мнение близких людей – родителей, учителей, друзей.


14 ноября Комитет Госдумы по образованию провел круглый стол по теме «Совершенствование нормативного правового обеспечения в области государственной и профессионально-общественной аккредитации, независимых форм оценки качества образования».

В ходе круглого стола состоялось обсуждение проекта федерального закона № 587696-6 «О внесении изменений в статью 96 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (о профессионально-общественной аккредитации образовательных программ), внесенного в Госдуму Правительством России.

Открывая заседание круглого стола, председатель Комитета Госдумы по образованию Вячеслав Никонов отметил, что Президент России В. В. Путин акцентировал внимание на имеющихся в обществе вопросах к качеству профессионального образования и необходимости иметь объективные оценки качества образования.

Парламентарий особо подчеркнул ту роль, которую отводит президент страны взаимодействию государственной и независимой оценок качества образования, заявляя, что результаты оценки качества подготовки специалистов должны учитываться при принятии решений о государственной аккредитации вуза.

Глава Комитета отметил, что действующий закон об образовании выделяет три формы аккредитации: государственную, профессионально-общественную и общественную, и задача круглого стола заключается в том, чтобы еще раз проанализировать цели и задачи каждого из этих инструментов, его место в определении качества профессиональных образовательных программ и качества работы самих организаций профессионального образования.

В дискуссии приняли участие: первый заместитель председателя Комитета ГД по образованию Владимир Бурматов, директор Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки РФ Наталия Золотарёва, заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Александр Бисеров, депутаты Госдумы, представители федеральных министерств и ведомств, руководители образовательных заведений, работодатели, эксперты.

Проректор Института развития дополнительного профессионального образования Юрий Ушанов: «На мой взгляд, надо было концепцию совещания построить на основании документов Национального Совета при Президенте РФ по профессиональным квалификациям и попытаться в рамках этих документов что-то подкорректировать. Тогда были бы сняты многие вопросы, которые сегодня обсуждались. Правильно сегодня было сказано, что общественная аккредитация по сути должна быть в рамках профессионально-общественной… Может быть отличная программа в сфере здравоохранения, но нет материальной базы, где будущие медики должны тренироваться. Тогда как эту программу можно донести? Допускаю, что бухгалтера можно виртуально обучать, но врача, без возможности поработать с материальной базой, нельзя подготовить. Есть ещё одна вещь – можно иметь хорошую программу, но не иметь преподавателей, которые смогут её реализовать.

Что касается требований к программам и квалификациям, важно, чтобы они писались на одном языке, в одной терминологии, чтобы был один куратор, который в случае необходимости мог скорректировать… Если их будут готовить разные организации, то «дорожки никогда не пересекутся».

Между тем европейские вузы оценивают качество профессионального образования по таким критериям, как качество преподавательского состава, научно–исследовательская программа университета, состояние материально-технической базы учебного заведения, качество учебных программ, качество студентов, качество знаний, востребованность выпускников на рынке труда, достижения выпускников.


ГлавCправ. 2014

Интересная статья?
Президентская библиотека имени Бориса Николаевича Ельцина
профориентационный центр Вектор Информационный центр по атомной энергии в Санкт-Петербурге УКЦ «Профессиональный рост» ЦГПБ им. В.В. Маяковского
PRO Образование 2011