Дмитров

Раздел Образовательные олимпиады

Статьи

18.02.2011

Качество и популярность олимпиад растет

Несмотря на все преобразования, система олимпиад для школьников остается по-прежнему самым эффективным инструментом отбора талантливых ребят. Еще одно доказательство — увеличивается количество желающих испытать свои силы в интеллектуальных соревнованиях. Такого мнения придерживается ректор МГУ им. М.В. Ломоносова Виктор Садовничий.

Мы ищем таланты

В нашей стране должна быть создана система работы с талантами, в том числе с научными талантами. И разовыми акциями тут не обойтись.

Я предлагаю опираться на олимпиады как основу системы поиска талантов. Потому что уже сейчас олимпиадное движение охватывает все федеральные округа. Широко применяются дистанционные формы участия. В этом году появился заочный тур. И знаете, уже налицо потрясающие результаты. Например, в 2011 году в первом заочном туре межрегиональной олимпиады «САММАТ», которая организуется самарскими вузами, приняли участие более 8 000 школьников, тогда как в 2010-м — 1800. И пусть в этом году в очный тур пройдут далеко не все, но рост активности ребят очевиден. А чем больше детей приходит на олимпиаду, тем больше шансов не упустить наших «звездочек».

Главная цель — льготы?

Я не согласен с таким утверждением. Что движет восьмиклассниками, которые идут на олимпиаду? Или теми, кто участвует и побеждает в пяти олимпиадах одновременно? Безусловно, желание испытать себя, желание добиться результата в интересной области знания. И это уже забота педагогов и наставников — подхватить такого ребенка и вести дальше.

К тому же Совет олимпиад в своей политике последовательно отделяет олимпиады от поступления в вуз: мы предложили зафиксировать победителям олимпиад право поступать только в один вуз. Важно, чтобы поступление было осознанным и последовательным шагом.

А в рамках обсуждения нового законопроекта об образовании мы предложили давать льготнику право на внеконкурсное поступление при условии получения им баллов, сопоставимых с баллами абитуриентов, не имеющими льгот. Потому что нам в равной степени ценен каждый ребенок, который проявляет жадность к знаниям.

Олимпиада как система

Я считаю, что мы прошли самый сложный этап — становления системы интеллектуальных соревнований. Всероссийская олимпиада адаптировалась к постсоветским условиям, а олимпиады, организуемые вузами, выработали единые принципы и стандарты работы.

Укрепление системы интеллектуальных соревнований подтверждается показателями динамики развития олимпиад, которые проводятся под эгидой Российского совета олимпиад школьников (РОСШ): в 2008-2009 учебном году в них приняли участие 420 тысячи ребят, в 2009-2010-м — около 500 тысяч. Очевидно, что, в текущем году эта цифра превысит 700 тысяч, что подтверждается предварительными экспертными расчетами.

Сегодня для проведения олимпиад школьников у нас есть все: критерии качества, механизмы контроля, полностью отлаженные все процедуры. Главное, конечно, есть уникальные люди. Когда в декабре проходил Всероссийский семинар-совещание организаторов олимпиад, я еще раз убедился: олимпиадники — это особые педагоги. Это люди, в которых в полную силу горит огонь профессии. И, конечно, он передается детям.

Альтернатива — в вузе

Ключевым вектором должна стать связка «школа-вуз». Во-первых, это будет работать на повышение качества общего образования. Во-вторых, вузы уже имеют колоссальный опыт работы с талантливыми детьми.

А потом, соединение школы и вуза — это просто сущностная потребность нашего классического образования. Если помните, Ломоносов, создавая Московский университет, создал при нем гимназию. Эта модель была гармонично воспринята нашим образованием. Ее вершиной стало создание в советское время специализированных школ для одаренных ребят при университетах. В СССР их было четыре. Сегодня один из них успешно работает при МГУ — это школа Колмогорова. Другие — в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и Новосибирске, еще один в Киеве…

Насколько я знаю, сегодня вузы подхватили идею создания таких школ, пусть меньших по масштабу, и это не может не радовать. Ведь ученики этих школ — уникальные дети, они традиционно побеждают на международных олимпиадах. К примеру, ученики Колмогоровской школы стабильно становятся победителями и призерами международных интеллектуальных соревнований. У этих ребят большое научное будущее.


ГлавCправ. 2011

Интересная статья?
Президентская библиотека имени Бориса Николаевича Ельцина
профориентационный центр Вектор Информационный центр по атомной энергии в Санкт-Петербурге УКЦ «Профессиональный рост» ЦГПБ им. В.В. Маяковского
PRO Образование 2011