Димитровград

Раздел Профориентация. Образовательный и карьерный маршрут

Статьи

11.05.2016

Будущая профессия – культуролог

О профессии культуролога, ее востребованности на российском рынке труда, особенностях образовательных программ на кафедре «Теории и истории культуры» Санкт-Петербургского института культуры.


Образовательная программа Культурология (направление 51.03.01) учит постигать, анализировать и понимать современные культурные процессы и тенденции.

В программу включены фундаментальные гуманитарные предметы и дисциплины – от истории, теории и социологии культуры до практик повседневности и основ научно-исследовательской работы.

С первого курса студенты осваивают исследовательские методы и техники работы с фактами культуры, а также имеют возможность практической реализации в учебно-исследовательских проектах.

Студенты имеют возможность изучать культурную среду за пределами института в музеях, библиотеках, галереях.

Важным аспектом образовательной программы является практическая деятельность студентов. Бакалавры участвуют в студенческихкультурных проектах (клубы для интересующихся кино, театром, музеями и выставками, музыкой, фотографией, путешествиями, социальный проект по работе с воспитанниками детских домов, клуб встреч с деятелями культуры и обсуждений актуальных культурных событий).

Студенты проходят практику в государственных и коммерческих учреждениях культуры: Государственный русский музей, Институт восточных рукописей РАН, АРТ Центр «Пушкинская 10», Музей-институт семьи Рерихов, Отделе по осуществлению полномочий ЛО в сфере объектов культурного наследия департамента государственной охраны, сохранения и использования объектов культурного наследия Комитета по культуре Ленинградской области и др.

На кафедре «Теории и истории культуры» работают крупные ученые, известные своими исследованиями в области теории и истории культуры. Также к процессу преподавания привлекаются специалисты-практики из различных сфер культурной деятельности.

Направление Культурология делится на профили:

Профиль «Межкультурная коммуникация» предполагает только очную форму обучения. Это сбалансированная комплексная программа по изучению культуры стран Востока (Китай и Япония) с углубленным изучением китайского и японского языков.

Изучая эту программу, студенты получают углубленные знания в сфере мировой культуры, культурологии, истории религий.

Большое внимание уделяется научно-исследовательской и языковой практике. Изучение языка включает: устный и письменный перевод, чтение, реферирование, язык СМИ, доклад на восточном языке и др.

В чем же преимущества образовательной программы «Межкультурные коммуникации»?

Студенты-бакалавры слушают лекции зарубежных профессоров, регулярно проходят краткосрочное (летние школы и стажировки) и долгосрочное обучение (в течение года) на базе ведущих азиатских университетов, что заметно повышает их уровень знаний и конкурентоспособность на рынке труда.

Университеты-партнеры: Университет Иватэ (г. Мориока) и Университет Дзёти (г. Токио)

    Сферы будущей работы:
  • Государственные и коммерческие учреждения культуры: музеи, галереи, театры, издательства, клубы, книжные магазины, фестивальные и другие культурные проекты, а также органы государственного управления культурой;
  • Учебные заведения среднего, среднего специального (школы, лицеи, колледжи, гимназии);
  • российские и международные компании, деятельность которых связана с Китаем и Японией;
  • НИИ, экспертные и аналитические центры, занимающиеся исследованием стран Востока.

Профиль «Социология культуры» (очная форма обучения)

Социология – как отрасль науки и сфера практической деятельности, очень востребована в современном обществе для выявления и решения наиболее актуальных проблем в различных сферах: экономике, политике, культуре, образовании и т.д. В социологах нуждаются такие сферы как государственное и муниципальное управление -для диагностики и анализа состояния социокультурной жизни региона и ценностных ориентаций населения; бизнес - для анализа маркетинговых предпочтений населения; учреждения культуры - для разработки мероприятий, ориентированных на потребителя.

В последнее время социологические исследования активно применяются в сфере культуры для изучения социальных процессов, социокультурных программ и проектов. Владение методами социологических исследований и аналитическими навыками, приобретаемыми в процессе обучения по профилю «Социология культуры», позволяет работникам сферы государственного и муниципального управления, маркетинга, СМИ, рекламы, социальной сферы более эффективно осуществлять свою деятельность.

Работать в самых различных областях и сферах деятельности нашим выпускникам помогает фундаментальная культурологическая подготовка, расширяющая кругозор человека, дающая коммуникативные компетенции и навыки самопрезентации, а также дополнительное изучение одного из европейских языков.

Наряду с этим студенты приобретают навыки статистического анализа с использованием компьютерных программ обработки информации, работы с базами и массивами данных. Значительную часть образовательной программы составляет изучение социально-культурных особенностей различных групп населения – факторов социально-культурного пространства и потребителей социально-культурных услуг, а также базовых структурных элементов культуры и социально-культурных феноменов (наука, религия, мораль, искусство и др.). Изучаются различные методы социологического исследования, а также специальные процедуры, применяемые для сбора, анализа и оценки качества социологических данных.

    После обучения по профилю «Социология культуры» вы будете знать:
  • как использовать социологические методы исследования для изучения актуальных социальных проблем, для идентификации потребностей и интересов социальных групп;
  • как планировать и осуществлять проектные работы в области изучения общественного мнения, организации работы маркетинговых служб;
  • как участвовать в разработке основанных на профессиональных социологических знаниях предложений и рекомендаций по решению социальных проблем, в разработке механизмов согласования интересов социальных групп и общностей;
  • как использовать методы сбора, обработки и интерпретации комплексной социальной информации для решения организационно-управленческих задач, в том числе находящихся за пределами непосредственной сферы деятельности;
  • как идентифицировать потребности и интересы социальных групп, создавать механизмы их согласования между собой и с социально-экономическими приоритетами развития социальных общностей (трудовых коллективов, территориальных общностей).
    Сферы будущей работы:
  • учреждения культуры;
  • органы государственного и муниципального управления;
  • социологические и маркетинговые организации;
  • средства массовой информации;
  • кадровые агентства и HR-службы;
  • общественные организации и фонды.

Профиль «Культурные практики и индустрии» (заочная форма обучения)

В центре внимания образовательной программы практики в истории культуры и индустрии актуальной культуры – это формы деятельности, находящиеся на границе высокой культуры и повседневности, отмеченные повышенными коммуникативными свойствами (практики повседневности, художественные и социальные практики и т.д.).

    Студенты этого профиля изучают:
  • Историю и теорию кураторства;
  • Арт-менеджмент и галерейное дело;
  • Проектирование в сфере культуры;
  • Культурологическая экспертиза культурных ценностей и др.

Данная программа включает в себя мастер-классы исследователей, практиков и специалистов в разных областях культуры; обсуждение актуальных культурных событий; формирование представления о современном культурном пространстве; формирование навыков ориентации в современном культурном процессе.

Цель программы - показать, как функционирует художественный рынок и проходят выставки, каковы обязанности куратора, который эти выставки придумывает и собирает.

    Сферы будущей работы:
  • Учреждения искусства (фонды, музеи, художественные галереи, культурные центры).
  • Коммерческие проекты в сфере современной культуры (дизайнерские, рекламные бюро, интернет-компании, телевизионное, фото- и кино производство визуальных продуктов).
  • Научные учреждения (институты, исследовательские группы и проекты).
  • Федеральные и региональные учреждения культуры (муниципальные, региональные и федеральные отделы и управления культуры, аналитические отделы).
  • Негосударственные организации и инициативы в сфере культуры (региональные и международные проекты в сфере культуры, креативные кластеры, частные институты и фонды).
  • Средства массовой информации (редакции телерадиокомпаний, сетевых и бумажных изданий).

Источник: Санкт-Петербургский государственный институт культуры

Интересная статья?
Президентская библиотека имени Бориса Николаевича Ельцина
профориентационный центр Вектор Информационный центр по атомной энергии в Санкт-Петербурге УКЦ «Профессиональный рост» ЦГПБ им. В.В. Маяковского
PRO Образование 2011