Черкесск

Раздел Высшее образование

Статьи

11.08.2021

Дуальное образование на смену индивидуальному

Быстро развивающийся научный прогресс заставляет быстрее двигаться и экономические машины государства, и более инертные «помогающие части» - образование и юридическое обеспечение. Объективный вопрос остается неизменным: образование работает само на себя, на индивидуальное развитие личности молодого человека или в помощь экономике страны?

Ответ на этот вопрос меняется в зависимости от приоритетов в экономической политике государства. Если в начале XXI века главным было индивидуальное развитие личности каждого молодого человека, то сейчас доминирует необходимость экономики в квалифицированных кадрах для технологического обновления многих отраслей.

Решение кадровых вопросов является жизненно важным для реального сектора российской экономики. Этому уделяется большое значение в работе Агентства стратегических инициатив (АСИ). Екатерина Лошкарева, руководитель департамента мониторинга Национальной системы компетенций и квалификаций направления «Молодые профессионалы» АСИ, сообщила, что в настоящее время Агентством в сотрудничестве с профильными министерствами и объединениями работодателей обсуждается вопрос разработки регионального стандарта кадрового обеспечения экономического развития.

Инновативные преобразования российской экономики предусматривают создание максимально привлекательного климата для инвестиций – отечественных, а особенно зарубежных. Вопрос привлечения зарубежного капитала в экономику страны особенно остро стоит в период выхода из экономического кризиса.

Справка. По данным ИА REGNUM, рейтинг инвестиционной привлекательности регионов России, составленный Агентством стратегических инициатив на июль 2015 года, возглавили следующие регионы: республика Татарстан, Калужская, Тульская, Белгородская, Тамбовская, Ульяновская, Костромская, Ростовская области, Краснодарский край, Чувашская республика, которые вошли в первую десятку рейтинга.

Но серьезнейший прорыв, по итогам первого года рейтинга, наблюдается в Москве, Санкт-Петербурге, Ленинградской и Владимирской области – регионах, имеющих рейтинг инвестиционной привлекательности 1А, что означает «высокий потенциал – минимальный риск». А кадровая составляющая является одним из ключевых критериев рейтинга инвестиционной привлекательности.

Наиболее привлекательными для инвесторов, по-прежнему, остаются сырьевой сектор, сфера промышленного производства и транспорт. В качестве драйверов будущего роста инвесторы также отмечают тяжелую промышленность, автомобилестроение, производство потребительских товаров и инфраструктуру.

При опросе германских экспертов, которые курируют инвестиции в российские предприятия, существует несколько причин, которые осложняют международные инвестиции. Одна из них - недостаточность квалифицированных кадров инженерного и среднего технического звена. Первое, на что смотрит инвестор — предложениена рынке труда и динамика этого предложения.

На некоторых предприятиях распространилась практика закрытия дефицита рабочих рук с помощью мигрантов. Выход из ситуации сомнительный: рабочие из-за рубежа редко обладают необходимой квалификацией, а у работодателей пропадает заинтересованность в улучшении технологического процесса и условий труда. Власти призывают бизнес не нанимать иностранцев, а активнее сотрудничать с местными учебными заведениями, развивать их материальную базу и активнее сотрудничать со студенческой молодежью.

Дуальное образование

В Европе разработана и успешно действует система «дуального образования», которая совмещает обучение теории в пределах образовательного учреждения и обучения на предприятии. Эта система отлична от привычной производственной практики, потому что она встроена в систему обучения: три дня в неделю - учеба в техникуме (практической академии) или вузе, два дня - на предприятии или наоборот. Германия является несомненным лидером в решении кадровых проблем в производстве, на государственном уровне эти задачи решаются уже на уровне профориентации школьников в средней ступени образования (в возрасте школьников 12-14 лет).

Нельзя сказать, чтобы эта тема для России была совсем новая. Так, например, медицинские вузы уже давно имеют учебные аудитории в клиниках, а клинические дисциплины преподаются прямо в больницах и госпиталях, не разделяя теорию и практику.

Участие предприятий в судьбе студентов (место для практики и создания дипломной работы, а далее вакантное место работы) тоже не революционное нечто, так работает целевое обучение, когда абитуриент сначала заключает договор с предприятием, а потом с любыми баллами поступает на техническую специальность и получает стипендию от предприятия и прочие преференции.

Уместно вспомнить советский период российского образования. Уже начиная с 1920 г., в России была сформирована сеть школ фабрично-заводского ученичества (ФЗУ) для обеспечения рабочими кадрами возрождающейся промышленности и индустрии. Школы ФЗУ действовали при крупных предприятиях для подготовки квалифицированных рабочих и являлись основным типом профессионально-технической школы в СССР довоенной поры.

Не прекращаются споры о возврате в высшее образование института распределения и трехлетнего статуса «молодого специалиста», которые были характерны для образования советского времени.

Образование в России реформируется в соответствие с Болонской системой уже много лет, и многое достигнуто, но полезность усилий системы образования для экономического развития страны сомнительна – пополнение производственных предприятий молодыми квалифицированными кадрами остается проблематичным.

Сейчас, в период технологического преобразования и переоборудования производственных мощностей, на предприятиях на вес золота ценятся высококвалифицированные специалисты, которые могут работать на новейшем зарубежном оборудовании.

К сожалению, при трудоустройстве в первую очередь учитывается стаж. Не образование, а именно опыт практической работы, который у выпускника вуза нулевой. Вот и не могут устроиться многие выпускники по специальности.

Может быть, вопрос не в правильной профориентации и практико-ориентированном обучении, а в финансировании начинающего работника? Как известно, в первый год работы зарплата врачей в районных клиниках едва дотягивает до прожиточного уровня. У молодого инженера нагрузка по освоению нового оборудования и технологических процессов огромна, а зарплата совсем небольшая. Поэтому, видимо, мы и теряем армию выпускников, которые уходят «за рублем» в коммерческие структуры, а поработав года три по другой специальности, теряют те теоретические знания, что получили в университетах, и хотели бы, но уже не могут вернуться в профессию. Да и технологии за три года так сильно изменяются, что не догнать…

Российско-германский эксперимент

В настоящее время система дуального обучения является основной системой подготовки кадров в 60-ти странах, в том числе, в Германии, Австрии, Сербии, Словении, Македонии, Черногории, Швейцарии, в Нидерландах, Дании, Франции и некоторых странах Азии.

О запуске в России программ дуального образования в 2014 году договорились Агентство стратегических инициатив (АСИ) и Российско-Германская внешнеторговая палата (РГВП). Это поможет создать оптимальную модель подготовки кадров по техническим специальностям, уверены инициаторы проекта.

Эксперимент, в котором участвовали 12 российских регионов, 106 учебных заведений и 114 предприятий, успешно реализовался в поле среднего профессионального образования и был завершен к 2016 году.

Разработанный Департаментом комплекс мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования на 2015 - 2020 годы, в качестве одного из направлений работы определяет последовательное внедрение в среднем профессиональном образовании практико-ориентированной (дуальной) модели обучения.

Интерес к дуальной системе в российских регионах велик, и мы будем продолжать работу в рамках других инициатив. В частности, при модернизации региональных программ развития профессионального образования».

«Точное копирование германской системы не получится, – считает председатель правления Российско-Германской внешней торговой палаты Михаэль Хармс, — разные традиции и культура, но основные принципы построения системы можно взять за основу».

На практике и в Германии это осуществляется так: на солидной фирме предлагается два-три места для дуального обучения, на эти места фирма получает до трехсот резюме-запросов, (конкуренция, как видите, огромная - больше, чем в самых престижных российских вузах). Претендент должен иметь высокие оценки по выпускным экзаменам, приветствуется свободное владение несколькими языками. Фирма полностью оплачивает обучение и платит стипендию прошедшему отбор кандидату во время учебы.

Учась дуально, претендент сразу получает и среднее профессиональное образование, а затем высшее образование, обучаясь на производстве.

Длительность дуального обучения составляет три года. По завершении учебы студенты получают диплом бакалавра. Студенты-дуальщики учатся шесть дней: три рабочих дня они работают на фирме, два рабочих дня и субботу – учатся в вузе. В конце обучения они имеют великолепные шансы сразу получить рабочее место, что в странах Европы, которая хорошо знакома с безработицей, очень важно. Выпускников берут на данное предприятие, но строго в тот отдел, где они обучались. Инженер вряд ли попадет в экономический отдел предприятия. Так что речи о трех-четырех различных карьерах на протяжении жизни не идет. Универсальность такого обучения относительна. Но эта система не предусматривает варианты: «а вдруг я передумаю» или «вдруг я решу, что это не мое», тем не менее, работает эффективно.

Какая модель лучше

В мире существует несколько моделей дуального образования, и какая из них больше подходит российскому образованию – вопрос дискуссионный. Коллектив авторов во главе с Газалиевым А.М., в своей статье «Дуальное обучение на базе корпоративного университета («Высшее образование», N 4, 2015), выделяет как наиболее перспективную форму реализации дуального высшего технического образования, модель на основе корпоративного консорциума. В основе этого метода лежит распределенный учебный процесс: теоретическое обучение на основе интернет-технологий, который следует проводить в вечерней форме параллельно с получением практических навыков и умений на производстве днем. Такой подход позволяет сократить время обучения инженерного работника, разработан он в Карагандинском государственном Техническом университете, на базе которого создан инновационно-образовательный консорциум, объединяющий университет и 55 крупных промышленных предприятий.

Предложенная образовательная технология в качестве одного из возможных вариантов реализации дуального обучения, сочетает изучение теории с ее практическим применением на производстве. Возможность получения полноценного технического образования без увеличения сроков обучения имеет много плюсов, но есть в ней и свои минусы. Во-первых, это потребует изменения нормативных документов в сфере высшего образования. А во-вторых, такая программа рассчитана на супермотивированных студентов с высоким самосознанием, которые уже со школьной скамейки мечтают попасть на завод и в ускоренные сроки.

Техническое образование и в нормальном режиме очень сложно - одна высшая математика и сопромат чего стоят, а грызть эти дисциплины вечером после рабочего дня, даже при возможности использовать виртуальные лабораторно-практические комплексы столичных университетов, мало кто из студентов сможет или захочет, имея в перспективе очень скромную зарплату в первые годы работы. Вероятно, оценить объективно предложенный метод можно лишь при получении первого выпуска «ускоренных инженеров».

Санкт-Петербург – один из наиболее привлекательных для зарубежных инвесторов регион, экономика которого успешно «кластеризуется», то есть формируются объединения производственных предприятий, научных и образовательных учреждений, но не вокруг университета, как инновационно-образовательный консорциум в Карагандинской области, а вокруг определяющей экономику региона отрасли.

Будет ли внедряться дуальное образование в инженерно- технических вузах Санкт-Петербурга? Если будет, то в какой форме? Какие изменения законодательства в образовании это повлечет? Будет ли это востребовано абитуриентами?

Эти вопросы, несомненно, требуют активной дискуссии представителей образовательных учреждений, промышленных предприятий, представителей Правительства региона, а также экономических и юридических экспертов.


ГлавСправ. 2021

Интересная статья?
Президентская библиотека имени Бориса Николаевича Ельцина
профориентационный центр Вектор Информационный центр по атомной энергии в Санкт-Петербурге УКЦ «Профессиональный рост» ЦГПБ им. В.В. Маяковского
PRO Образование 2011