Челябинск

Раздел Высшее образование

Статьи

19.11.2010

Реформа Высшей школы или Строительство пирамид

Владимир Николаевич Васильев

По словам Владимира Николаевича Васильева, ректора Санкт-Петербургского государственного университета информационных технологий, механики и оптики, структура высшего профессионального образования выстраивается в некую иерархическую систему. ГлавСправ попросил эксперта проанализировать получившуюся «пирамиду» вузов.

Национальные университеты

В России с 2009 года существует два национальных университета особого статуса: Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургский государственный университет. Национальные университеты имеют отдельные законодательства, и для них действует отдельный закон. Это признанные лидеры, которые должны держать высокую планку и стать вершиной национальной системы профессиональной подготовки.

Согласно ФЗ от 21 октября 2009 года «О Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургском государственном университете» эти вузы являются федеральными государственными бюджетными учреждениями. Ректоры вузов назначаются и освобождаются от должности только указом Президента РФ. Главным отличием в статусе МГУ и СПбГУ является то, что они получили право реализовывать образовательные программы высшего профессионального и послевузовского профессионального образования на основе самостоятельно устанавливаемых образовательных стандартов и требований. Вузы особого статуса также устанавливают собственные вступительные испытания и выдают дипломы собственного образца.

Федеральные университеты

Следующий уровень — это федеральные университеты, которые решают задачи межрегиональной подготовки кадров. Чтобы чтобы ребята из регионов могли получить качественное образование, не уезжая в Москву, Санкт-Петербург и другие крупные города. Условно говоря, укрупнение высших учебных заведений в рамках одного федерального округа призвано решать его насущные задачи.

Первые федеральные университеты были созданы в 2007 году в Южном и Сибирском федеральных округах в рамках приоритетного национального проекта на базе действующих вузов и академических центров в Ростове-на-Дону и Красноярске. 21 октября 2009 года Президент России Дмитрий Медведев подписал Указ "О создании федеральных университетов в Северо-Западном, Приволжском, Уральском и Дальневосточном федеральных округах".
    Основные направления развития федеральных университетов:
  1. интеграция научного и образовательного процессов и использование всех методов современного высшего образования при подготовке современных специалистов, бакалавров и магистров для сферы управления, экономики, образования, науки, культуры, тех технологических областей, которые входят в сферу национальных интересов;
  2. создание условий для академической мобильности обучающихся, преподавателей и научных работников, интеграции университета в мировое образовательное пространство и достижение международного признания реализуемых в нем образовательных программ с целью экспорта образовательных услуг и технологий;
  3. проведение фундаментальных и прикладных исследований по приоритетным научным направлениям, эффективное взаимодействие с Российской академией наук;
  4. развитие активного международного сотрудничества с университетами Европы, Азии и Америки, участие в международных образовательных и научных программах.

Вероятно, откроется еще несколько федеральных университетов, например, в Калининграде как анклаве России, который заслуживает пристального государственного внимания. А с открытием нового Северо-Кавказского округа откроется федеральный университет на базе ставропольского Северо-Кавказского государственного технического университета.

Национальные исследовательские университеты

Следующий по порядку, но не по значимости, уровень — научно-исследовательские университеты. В Российской Федерации всего 29 вузов решают задачи подготовки кадров не только для своего города и региона, но для других субъектов федерации, входящих в тот или иной федеральный округ.

Конкурс на статус национально-исследовательских университетов был объявлен Минобрнауки в 2009 году. Целью стало выявление вузов, которые соответствуют новым повышенным требованиям и способны стать так называемыми «локомотивами» научных исследований.
Статус НИУ присваивается на десять лет, в течение которых университеты получают право на разработку собственных образовательных стандартов. Затем категории будут пересматриваться — если не будет претензий к выполнению программ, их оставят.
Государство обеспечивает 20-25% финансирование образовательных программ НИУ из внебюджетных средств. Объем ежегодных выплат составляет 400 млн. рублей, но только первые пять лет.

Национальные исследовательские университеты призваны выполнять функцию подготовки кадров на базе проведения научных исследований по приоритетным направлениям развития науки, техники и технологии, которые определяются президентом РФ в соответствии постановлениям. Это те направления, по которым Российская Федерация пытается сохранить приоритет или хотела бы стать лидером.

Очевидно, что в основном государственные интересы были сосредоточены на технических университетах и совсем немного таких профильных, как, к примеру, медицинские. Московская медицинская академия им. И.М.Сеченова, Высшая школа экономики — вот те немногие вузы, которые стали национальными исследовательскими в естественно-научных отраслях.

Региональный принцип, безусловно, тоже учитывался. Нельзя было допустить, чтобы все национальные исследовательские университеты были сосредоточены в Москве и Петербурге.

В Санкт-Петербурге национальными исследовательскими являются: Санкт-Петербургский государственный политехнический университет (СПбГПУ) и Санкт-Петербургский государственный университет информационных технологий (ИТМО). Причем наш университет сосредоточился в области информационных и оптических технологий.

Три компонента настоящего университета

По задумке реформаторов российской Высшей школы, в России останутся только «университет» и «институт». Причем университетов должно быть всего около 100-150. Остальные вузы перейдут в ранг «институтов». Слово «академия» в законе и вовсе не упоминается.

Конечно, это «трясет» Высшую школу. В хорошем смысле или плохом — время покажет... Если в 90-е годы институты по своему разумению записывались в академии и университеты, то сейчас к статусам будут предъявляться более жесткие требования.

Другое важное требование: университеты должны быть не только образовательными центрами, в них на высочайшем уровне должны проводиться научные исследования. Это не будет серьезным препятствием для вузов, которые были ведущими еще при Советском Союзе.

Появился и третий, очень важный компонент — связь с экономикой или так называемая «инновационная деятельность». Это непосредственное взаимодействие с экономикой, т.к. научные исследования и разработки, а также подготовка кадров, должны быть коммерциализированными. Это веяния новой системы, когда обучение в вузе — не просто получение образования или проведение научных исследований. Образование должно быть на пользу экономике и сам специалист должен быть «заточен» на современные реалии. Таким образом, абсолютно меняется подход к тому времени, которое студент проводит в университетских стенах.

Глобализация — вызов реформы образования

Называйте как угодно: интернационализация, глобализация... Поскольку Высшая школа России не может быть изолирована от образовательного пространства Европы и всего мира. И сравнивать себя мы должны именно с ведущими мировыми университетами.

Средство участвовать в глобализации образовательного пространства одно — взаимное проникновение, прежде всего, мобильность студентов и преподавателей… Причем это не только стажировки или международные конференции, а также приглашение к себе ведущих ученых, которые бы работали в российском университете не менее 4 месяцев, (ГУ ВШЭ пригласили к себе Нобелевского лауреата по социологии Рональда Инглхарта). Если к нам будут приезжать преподаватели с таким именем, научная и образовательная капитализация высших учебных заведений, безусловно, будет подниматься, а уровень вузов — расти. Потому глобализация или интернационализация высшего образования сегодня является актуальным вопросом.

Пока ИТМО, наверное, единственный университет, прошедший институциональную проверку со стороны Ассоциации европейских университетов С Нового 2011 года в СПбГУ ИТМО будут работать двое зарубежных ученых. Это Юрий Кившар (русский ученый, профессор из национального университета Австралии), который будет работать в области метаматериалов; и ученый из университета Амстердама Петер Слот (IT-технологии и вычислительные системы), работы которого связаны с высокоэффективным программированием.

Двое ученых приедут работать в Санкт-Петербургский государственный университет, еще двое — в Политехнический. Всего из 40 приглашенных в российские университеты шестеро останутся в питерских университетах. Считаю, что результат для питерских вузов хороший, обычно мы держим 10-12% всего научного потенциала в Российской Федерации.


Санкт-Петербургский государственный университет информационных технологий, механики и оптики

ГлавСправ 2010

Интересная статья?
Президентская библиотека имени Бориса Николаевича Ельцина
профориентационный центр Вектор Информационный центр по атомной энергии в Санкт-Петербурге УКЦ «Профессиональный рост» ЦГПБ им. В.В. Маяковского
PRO Образование 2011